Автор блога: | Адиля Зарипова |
В экспозиции Музея представлены следующие разделы, по которым проводятся самостоятельные тематические экскурсии: - "Палеонтология. Животный мир Прикамья". В этом разделе представлены останки древних животных, найденных на территории нашего города - челюсть и зубы, бивни мамонтов, череп бизона и т.д. Здесь же представлены чучела животных и птиц, обитающих в нашем крае в настоящее время. Самым крупным экспонатом является чучело бурого медведя. - "Археология. Волжская Булгария". Этот раздел раскрывает историю города с эпохи палеолита до XI-ХII вв. Здесь представлено захоронение срубной культуры. На сегодняшний день это самые ранние следы жизни и смерти древних людей из всех открытых и изученных здесь. Экспозиция по булгарскому периоду состоит из имитации кирпичной стены с макетами зданий. В этом разделе представлены оружие, предметы производства гончаров и ювелиров, а также керамика, найденная во время раскопок на Элеваторной горе летом 2009 г. - "Этнография народов края". Раздел этнографии представлен шестью интерьерами, занимающими центральное положение в экспозиции второго этажа, среди которых - "Кузнечное дело", "Купеческая лавка конца ХIХ века", "Крестьянский двор", "Женщина с ребенком в интерьере татарской избы". В экспозиции использованы как подлинные музейные предметы, так и муляжи. На всех манекенах - национальные костюмы и обувь. - "Золотая кладовая". Здесь показаны предметы как образцы ювелирного искусства. Интересен чувашский женский национальный костюм, вес которого достигает 7 кг. Также здесь представлены татарские украшения, предметы быта. Этот раздел порадует и нумизмата. В большом многообразии представлены боны и монеты царской России, монеты советского периода и памятные и юбилейные выпуски. - "История города в XIX-XX веках". История города XIX-XX вв. представлена интересными экспонатами и документами, выставленными в витринах и на стендах: рекламные листки страховых обществ начала XX века и эскизы первых пароходов, кубышка с деньгами, найденная на улице Центральная в 1978 г. В этой части экспозиции рассказывается и о Челнинской пристани. - "Участие Челнинцев в Великой Отечественной войне, в военных действиях в Афганистане и Чечне". В витринах представлены личные вещи участников войны, предметы быта, смертные медальоны солдат. В разделе отведено место для расположения образцов оружия, военных предметов. Также на стендах размещены фотографии солдат, погибших во время войны в Афганистане и в Чеченских конфликтах. - "Набережные Челны в 1950-60-е годы. Перекрытие р. Кама, строительство Нижнекамской ГЭС". На стендах размещены фотографии цехов ткацкой фабрики, городской типографии, элеватора, пристани, фотографии различных этапов строительства ГЭС, бригад строителей. - "Радиомастерская. История возникновения радиодела в Набережных Челнах". В этом разделе размещена коллекция радиоприемников 1940-1990-х годов. Она собрана и передана в дар Музею истории города С.И.Хасаншиным, первым дипломированным радиомастером в городе. - "КАМАЗ и город: история и современность". В экспозиции зала "КАМАЗ. Современный город", расположенной на первом этаже музея, представлены разделы, касающиеся строительства КАМАЗА, строительных бригад, выпуска первого автомобиля КАМАЗ, выдающихся личностей, строительства города и его современного состояния. Самыми интересным в этом зале является настоящая кабина автомобиля "КАМАЗ". В ней с удовольствием фотографируются и дети, и взрослые
Адиля Зарипова
4 декабря 2014
+69
829
3 комментария
|
В пятистенный бревенчатый дом состоит из двух равных помещений - "Зала" и "Кухни". В "Зале" находятся нехитрые вещи семьи Бродельщиковых: стол, стулья, самодельный деревянный диван, изготовленный хозяином дома, комод, покрытый кружевной накидкой, швейная машинка "Зингер" - хозяйка дома была профессиональной швеей. На стене между окнами висит зеркало - немой, но зрячий свидетель всего происходящего в доме. Между "Залом" и "Кухней" - маленький коридор. Из него можно пройти на кухню, или через сени выйти на улицу. "Комната Марины Цветаевой" расположена за дощатой перегородкой, отделяющей примерно одну треть площади от "Зала". Комнатка с тремя окнами представляет собой вытянутый прямоугольник, примерно, 6 кв. метров. До заселения Цветаевой, эта комнатка служила спальней хозяйке. В ней нет двери, а ее роль выполняют легкие занавески. Да и перегородка не доходит до потолка. Из мебели в комнате стоит железная кровать, самодельный маленький диван, комод, небольшой сундук и два стула. Эта маленькая комнатка и стала жильем для Цветаевой и ее сына. Самым ценным экспонатом Дома Памяти, как считают сами работники музея, является маленькая, в красном сафьяновом переплете, записная книжечка с карандашом, привезенная Цветаевой из Франции. Книжечка без записей, только на ее последней странице, предположительно рукой Марины Цветаевой, карандашом написано одно слово «Мордовия». В музее книжечка бережно упрятана в стеклянный куб, который стоит на комоде. У этой книжечки - своя история. Плотник в елабужском морге, выполняя свои прямые обязанности по погребению, увидел в кармане фартука уголок записной книжечки. У него никогда не было записных книжек, тем более, таких, и он решил взять ее себе. Но совесть не давала покоя, и незадолго до смерти, он поделился своими тяжелыми мыслями с дочерью. После смерти отца, дочь плотника передала книжечку, приехавшей в Елабугу, делегации из Ленинграда с просьбой передать эту книжечку родственникам Цветаевой. В результате, книжечка попала к поэтессе Белле Ахмадуллиной, которая, в свою очередь, передала ее на хранение одному из крупнейших исследователей жизни и творчества М. И. Цветаевой Льву Абрамовичу Мнухину. Ахмадуллина очень просила, книжечку вернуть в Елабугу, в музей Марины Цветаевой, когда он будет создан. Мнухин выполнил желание Ахмадуллиной и передал книжечку в Елабугу. "Кухня". Часть комнаты-кухни, слева от входа, занимает большая русская печка. На печке - валенки, плетеная корзина. Напротив - кухонный шкаф для посуды, далее - стол с самоваром и чайной посудой, над столом - часы-ходики, на окне - занавески с вышивкой "ришилье", короткая тюль, на подоконнике - герань, рядом - фикус... Здесь, на кухне, Марина Ивановна ежедневно мыла голову. По свидетельствам очевидцев, Цветаева с сыном питались в городских столовых, но тем не менее, на этой кухне она несколько раз ела жареную рыбу, которую ловил хозяин дома. Вот, и в тот, последний для нее день, на этой кухне она пожарила рыбу для сына... |
Музей истории города Елабуга входит в состав краеведческого комплекса Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Торжественное открытие этого комплекса состоялось 25 августа 2007 года, и было приурочено к празднованию 1000-летнего юбилея Елабуги. Для размещения разнообразных экспозиций краеведческого комплекса был отдан архитектурный памятник – купеческий дом Николаева, возведенный в 1860-х годах. Экспозиции Музея истории города, посвящены, как не трудно догадаться, тысячелетнему прошлому Елабужского края. Повествование начинается с далеких времен эпохи расцвета Ананьинской культуры (I тысячелетие до нашей эры) и постепенно раскрывает перед посетителями основные вехи исторического пути развития Елабуги вплоть до современного времени. В залах природы и археологии можно ознакомиться с особенностями географического расположения края, а также увидеть разнообразные виды животного и растительного мира этого района. В конце I тысячелетия до нашей эры земли, на которых располагается современная Елабуга были заселены далекими предками удмуртов, марийцев и коми-перемяков. В истории эти племена имеют общее название Ананьинской культуры. В экспозициях музея посетителям представлены исторические реконструкции жилищ того периода, орудия труда, воинские доспехи и оружие, фрагменты глиняных предметов быта, которые были найдены входе археологических раскопок в районе Елабуги. Первые постройки городского типа в этом районе появились на рубеже 9-10 столетий. В этот же период высокий правый берег Камы был выбран для строительства крепости, которая выполняла несколько функций: помимо обычной для крепостных сооружений оборонительной роли, она еще являлась караван-сараем и мечетью. К настоящему времени от некогда могущественных сооружений осталась одна башня, которая является немым свидетелем 1000-летней истории Елабуги. О таком древнем возрасте города свидетельствуют археологические находки, выставленные в экспозиционных залах музея. Среди экспонатов можно увидеть: бронзовые изделия, как бытового назначения, так и женские украшения; фрагменты керамических изделий; одежду и вооружение болгарских воинов; одежду эпохи Золотой орды и Казанского каганата. |
Ела́бужское (Чёртово) городи́ще — остатки укрепленного поселения на берегу реки Камы, близ города Елабуга. Первоначально было родовым убежищем одного из местных племён, обитавших в этом районе во 2-й половине 1-го тыс. н. э. В восточной части городища находятся остатки квадратной каменной цитадели (400 м²) с четырьмя башнями, предположительно возведённой князем Волжской Булгарии в X веке.
Наугольная башня утраченного сооружения — каменный пустотелый цилиндр с металлической кровлей в виде низкого купола. Высота 7,1 метра, диаметр внутреннего пространства 5,7 метра. Толщина стены уменьшается от 2 метров у подошвы до 0,7 метра в верхней половине, отчего нижняя половина архитектурного объема получает коническую форму. Первоначальная кладка из неотесанных камней на известковом растворе с алебастром сохранилась только с северной стороны. В 1834 профессор Казанского университета Ф. И. Эрдман на «Чёртовом городище» застал только эту башню, остальные части сооружения были разобраны местными жителями до фундаментов. В 1844 башня рухнула, за исключением небольшого северного участка с арочным дверным проемом и окном над ним. В 1867 по инициативе елабужского купца И. В. Шишкина, рухнувшая башня была восстановлена на старом фундаменте и покрыта железом. Четыре прямоугольных окна в верхней половине башни, ориентированные по странам света, относятся ко времени её реконструкции. |