Одним из символов Казани издавна является Спасская башня с установленными на ней часами с боем – эталоном точного времени Татарстана. Располагается она в восточной части Кремля и «смотрит» на Площадь 1 Мая.
Появлению башни предшествовало завоевание Казани Иваном Грозным и строительство православных церквей в покоренном городе. Для одной из них он лично выбрал место и установил на нем флаг с изображением Спаса Нерукотворного, ныне хранящийся в музее. Храм построили вызванные из Пскова зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяев. Вплотную к нему примыкала двухъярусная башня, ворота которой стали основным входом в каменный Кремль. Башню, как и церковь, стали называть Спасской.
Белокаменное строение занимало в плане площадь 22 х 23 м, с толщиной стен 2,25 м; вверху оно заканчивалось деревянной шатровой крышей. Проезд изначально был Т-образной формы, но впоследствии его переделали в Г-образный, сложно преодолимый для неприятеля.
Башню и церковь не раз посещали пожары. После одного из них на башне надстроили два дополнительных яруса, и она стала выглядеть более монументально, торжественно. Это произошло на стыке XVII и XVIII веков, работами руководили зодчие из Москвы. Во избежание разрушительных последствий огненной стихии в будущем, башню оборудовали набатным колоколом, который вплоть до ХХ в. звонил на всю округу, сообщая о пожарах. Часы со звоном впервые появились на фасаде башни в XVIII в. В те времена стрелки часов были неподвижными, а циферблат, наоборот, вращался.
В 30-х годах XIX в. храм стоял в запустении и был отдан царским указом военному ведомству. После этого церковь слегка перестроили; Икону Спаса Нерукотворного установили на южный фасад Спасской башни, рядом возвели часовню. Через два десятка лет вместо Г-образного проезда прорубили другой, над новой аркой появилась Икона Казанской Божьей Матери. Старинный ров времен Ивана Грозного сравняли с землей.
В наше время
После Октябрьской революции в Казани осталась только одна действующая церковь – Ярославских чудотворцев, куда и перенесли Икону Спаса Нерукотворного из часовни, снесенной через несколько лет после прихода к власти большевиков.
В 1963 г. на башне вместо двуглавого орла появилась позолоченная звезда и новые часы, которые находятся там и сегодня. Когда часы бьют, белый шатер окрашивается в малиновый цвет, причем, интенсивность оттенка зависит от громкости звучания.