| Автор блога: | Ирина Кудрявцева |
|
Мы с Дианой и нашими мамами с большим удовольствием побывали в доме- музее Шишкина. Я уже была в этом музее до ремонта, многие экспонаты уже видела, а некоторые увидеа впервые. Выдающийся русский художник-пейзажист XIX века Иван Шишкин родился и провел свое детство и юность в городе Елабуге Вятской губернии в многочисленной и небогатой купеческой семье. В двухэтажном каменном доме родителей художника ныне находится мемориальный Дом–музей. Он стоит на высоком берегу реки Тоймы в самом живописном месте уездной Елабуги — на улице Набережной.
На первом этаже находятся большая и малая гостиные, кабинет отца, а также столовая и буфетная. В них восстановлена обстановка провинциального купеческого быта XIX века. На втором этаже – мастерская и жилая комната художника. В двух залах разместилась картинная галерея, где представлены подлинные живописные и графические работы Ивана Ивановича Шишкина.
Ирина Кудрявцева
21 ноября 2019
+16
402
27 комментариев
|
|
Керамика - это еще один вид декоративно-прикладного искусства. Керамические изделия - это обожженые изделия из глины. Когда древний человек научился обрабатывать глину, он стал изготавливать посуду. Позднее стали делать из глины произведения искусства. Керамика является одним из древнейших видов художественного творчества казанских татар. Особенностью творчества гончаров были сосуды с образами птиц и зверей. Я и сама делала фигурку уточки из голубой глины, мечтаю поработать на гончарном круге - сделать самой горшочек или вазу.
|
|
Еще один вид декоративно-прикладного искусства, о котором я узнала в музее декоративно-прикладного искусства - это валяние. И не просто узнала, но и попробовала поработать в этой технике. А вы знали, что валяние валенок считалось одним из самых прибыльных ремесел на Руси, а валяльщик был в почете у всякого чина и сословия? Валенки считались роскошью, и позволить их себе могли только состоятельные люди. В крестьянских домах обычно была одна пара на всех членов семьи.
Даже несмотря на все современные технологии, не придумали еще для суровой зимы более теплую и практичную обувь, чем русские валенки. В музее можно потрогать на ощупь шерсть, из которой валяют валенки, игрушки, панно. Именно здесь меня научили в технике окрого валяния работать. |
|
Благодаря Елабужскому музею декоративно-прикладного искусства я узнала об очень интересных видах искусства. Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство кожаной мозаики. Это искусство имеет древние традиции, оно стало известным в других странах уже в 16-18 веках. Сапожки "ичиги" пользовались большой популярностью. Мозаику не надо путать с аппликацией.В аппликации узоры пришиваются на поверхность кожи, а в кожаной мозаике вырезаются из разноцветных кусочков кожи узорные детали, которые сшиваются друг с другом встык, используется оригинальный шов из специальных нитей, которые определённым образом накручивают и стягивают кусочки кожи. Подобный способ не встречается у других народов, только в искусстве казанских татар. Здорово, что в этом музее можно потрогать материалы, из которых сделаны изделия. Кусочки кожи, меха лежат в специальных выдвигающихся ящичках.
![]() |
|
В Елабуге ежегодно проходит Спассская ярмарка. Сюда съезжаются мастера и рукодельницы со всей страны. Здесь можно купить чудесные вещи ручной работы. Многие мастера оставляют свои изделия в дар Елабужскому музею-заповеднику. Чтобы продемонстрировать эти дары людям, в Елабуге создали новый музей - музей декоративно- прикладного творчества. Мы с Дианой побывали в этом музее. В музее представлена большая коллекция изделий декоративно-прикладного искусства из фондов Елабужского государственного музея–заповедника. Экспозиция отражает всю многогранность народного творчества. Взглядам посетителей представлены экспонаты, датируемые второй половиной XIX – началом XX столетий, а также предметы ремесленного производства современных мастеров со всех уголков России. В музее можно встретить изделия из Гжели (гжельская керамика), Кирова (дымковская игрушка), Нижнего Новгорода (хохломская роспись), различных матрешёк, обереги, изделия из глины, дерева, металла и многое другое.
В музее работают мастера декоративно-прикладного творчества, которые могут научить всех желающих своим премудростям. Для этого оборуодована специальная уютная комнатка. |
|
В Елабуге очень много красивых церквей, но больше всех мне нравится Спасский собор. Его колокольню видно и с теплохода, подплывающего к Елабуге, и с Чертова городища, и с Шишкинских прудов. Спасский собор (1808–1816 гг.) построен на центральном святом месте города – где все время с XVI века стояли церкви, его предшественницы: сначала деревянная, потом (с 1684 г.) каменная. Все они назывались в честь главной елабужской святыни – явленной иконы Спаса Нерукотворного (сер. XVII в.). Удивительно совпадение, что именно Спас Нерукотворный хранил и Казанский кремль, точно так же хранил он от всех бедствий и город Елабугу. Именно этому образу приписывается спасение Елабуги от башкирских отрядов во время восстания под предводительством Акая Кусюмова (1739 г.). В память этого чудесного избавления ежегодно до самой революции совершались крестные ходы со св. иконой в Мензелинск и обратно.
Собор – настоящее чудо архитектуры начала XIX века. Слава Богу, что снаружи он сохранился практически в неизменном виде. Его 70-метровая пятиярусная колокольня – снежно-белая, как и сам храм, – видна даже за городом. 70 метров – стоит только вдуматься! Это на несколько метров выше самой высокой казанской колокольни – Богоявленской на ул. Баумана. А ведь и последняя кажется нам просто необычайной по размерам. Здешняя соборная звонница выше раифской, выше несохранившейся седмиозерной… Она – пожалуй, самая крупная в Волго-Вятском регионе, а во всей России лишь 11 м уступает знаменитому «Ивану Великому» в Московском Кремле. До революции большой колокол на ней весил 300 пудов – 4,8 тонны. Отливали его на заводе Василия Афанасьевича Шишкина – деда великого живописца. Ярусы колокольни, лишь незначительно уменьшаясь, как «лествица», уводят взгляд наблюдателя в необъятное небо. Там горит на солнце ее навершие, вытянутое в форме свечного пламени над зеленой кровлей. Колокольню соединила с основным объемом храма необычно длинная трапезная (по 11 окон на каждой стороне). За ней возносится в небо уже сама громада собора – в полтора раза ниже колокольни, но все равно высокая. Пять полусферических куполов на восьмигранных барабанах увенчаны еще и изящными луковками. В оформлении как самого храма, так и колокольни изобилуют ионические полуколонны на разных уровнях высоты. Чем больше вглядываешься в них, тем выше кажется сам собор. Выше и воздушнее, как белое видение. Благодаря щедрым купеческим пожертвованиям, храм был необыкновенно пышно украшен внутри. К сожалению, все его ценности были разграблены после революции. Одной только серебряной церковной утвари, по описи, составленной при конфискации, набралось 273 кг! А было и золото, и драгоценные камни на ризах икон… Частично сохранились лишь замечательные росписи стен. Живописное убранство собора – монументальное произведение выдающихся русских художников XIX века: Гунна, Бруни, Верещагина. Рассказывают, что маленький Ваня Шишкин – будущий великий пейзажист, родившийся в 1832 г. в Елабуге, – часто приходил смотреть, как расписывают собор… Жизнь Елабуги последнего предреволюционного века невозможно себе представить без этого храма. Бывал в нем и великий уроженец города психиатр В.М.Бехтерев, и гости Елабуги: писатели М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, М.И. Пришвин, А.Н. Толстой… Всех их повидал этот собор. Повидал он на своем веку и кровь мучеников: соборный священник Павел Васильевич Дернов и трое его сыновей были расстреляны 24 февраля 1918 г. |
|
Продолжаю рассказ о Елабуге. Гуляя с Дианой по улицам города, мы увидели мемориальную табличку на доме. В этом доме жил почетный житель Елабуги Трапезников Николай Иванович.
![]() |
|
Много интересных фактов я узнала, изучая памятники Елабуги. Оказывается, Елабуга стала первым уездным городом Татарии, где была установлена Советская власть. 22 июня 1919 года здесь выступала жена лидера Великой Октябрьской революции В.И. Ленина - Надежда Константиновна Крупская. На восточном корпусе Торговых рядов мы заметили мемрриальную табличку, напоминающую о выступлении Н.К. Крупской на совещании уездных учителей. Насколько я помню, похожую табличку я видела и в Чистополе. Ведь это был у неё агитационный тур на теплоходе.
|
|
Рядом с Западными торговыми рядами находится мемориальный комплекс Братская могила борцов за Советскую власть. Этот Памятник известным воинам, погибшим в гражданской войне 1918-1920 годах. Памятник впервые появился в 1918 году перед Спасским Собором города. Он входит в список охраняемых объектов культурного наследия, находящихся на территории Елабуги и Елабужского района.
|
|
Это интересное здание тоже имеет свою историю. Гостиные ряды были построены в 1865-1868 годах городским головой Дмитрием Стахеевым по типу Санкт-Петербургского торгового двора для удобства торговли. Это каменное здание, окруженное наружными галереями с арками. Здание включало 8 торговых помещений, расположенных в два ряда. Как же всё надёжно раньше строили, столько времени уже прошло, а выглядит как новенькое!
|