Автор блога: | Алина Гилазетдинова |
«Эпифании» — это название выставки графики Марии Смольяниновой.
Мария Смольянинова – член Союза художников России, участник более чем 200 российских и международных выставок, 5 из них – персональные, в том числе в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль», Нижегородском государственном художественном музее. Победитель IV Казанской международной биеннале печатной графики «Всадник» в номинации «Перспектива», победитель III Международной триеннале современной графики в Новосибирске в номинации «Традиционные технологии печатной графики», победитель 1 степени в номинации «Профессионал» II Международной биеннале печатной графики «Кубачинская башня», Республика Дагестан. Мария работает в технике офорта, весьма трудоемкой разновидности печатной графики, которая технологически почти не изменилась с XVI века. На выставке представлено 12 серий работ мастера – «Январь в Крыму», «Московский регтайм», «Музыка Петербурга», «Вечный пейзаж» (серия отмечена дипломом Российской академии художеств) и последняя по времени серия 2023-2024 гг. – «Свияжск», впервые представляемая в таком объёме зрителю. Выставка организована галереей «Аврора1991» совместно с фондом «Живой город» и Музеем-заповедником «Казанский Кремль» при поддержке министерства культуры Республики Татарстан.
Алина Гилазетдинова
7 апреля 2024
0
170
Нет комментариев
|
В 1896 г. И.Н.Харитонов открыл собственную типографию в арендованном помещении Александровского пассажа.
В 1898 г. при типографии были организованы литография и переплетный цех, в начале 1900 г. – словолитня. В 1907 г. для типографии был приобретен трехэтажный дом. Действовали: печатный отдел (пять машин, две «американки» и одна «бостонка», на которых можно было получить до 50 тысяч оттисков в день); наборный и акцидентный отделы (выполнялись разнообразные художественные и книжные работы); газетное отделение вместе с книжным; литографский, словолитный, переплетный отделы; бланкоиздательство. В 1896 г. в типографии трудились 6 человек, в 1899 г. – 40, в 1904 г. – 57, в 1908 г. – 123, в 1909 г. – 131, в том числе 32 татарина. При участии Г.Камала и И.Юзеева были созданы десятки новых гарнитур шрифтов разных начертаний и кеглей, получивших признание не только у татарских издателей, но и в типографиях Средней Азии, зарубежного Востока. К печатанию татарских книг Харитонов приступил в 1902 г. За неполные 15 лет было выпущено 666 изданий на восточных языках общим тиражом свыше 3300 тысяч экземпляров, больша часть которых – сочинения татарских писателей, педагогов-просветителей, ученых: Г.Камала, Г.Ибрагимова, Г.Тукая, Ф.Амирхана, З.Башири, Г.Рахима, Г.Хариса, М.Гафури, Р.Фахретдина, Н. Думави и др. Были изданы десятки азбук, грамматик татарского, арабского, персидского и русского языков, словари, учебники М.Курбангалиева, А.Максуди, С.Рахманкулова, Н.Надиева, Г.Алпарова и других; переводы произведений русских классиков, восточного и русского фольклора, календари, сборники народных песен, сказок и пословиц. Заказчиками-издателями выступали Г.Ибрагимов, Ф.Халиди, А.Максуди, Ш.Ахмеров, Г.Нугайбек, Ш.Шагидуллин, издательства «Гасыр», «Магариф», «Сабах», «Юл», «Миллят», татарские издатели из других городов. В типографии печатались татарские газеты и журналы: «Хокук ва хаят», «ад-Дин ва аль-адаб», «Азат», «Азат халык», «Юлдуз» и др. Был опубликован «Кыскача татар нәхүе» («Краткий татарский синтаксис», 1913 г.) с орфографическим словарем для начальной школы, составленный при участии самого издателя. Харитонов выпустил несколько изданий Гафтияка (сборник сур и последней части Корана) и Корана. Типография лидировала в издании и русских книг. В 1901–1916 гг. в ней было выпущено 1590 научных, учебных, популярных, справочных, практических, официально-ведомственных изданий, печатались «Волжско-Камская речь», «Вечерняя почта», «Восточный курьер» и другие казанские газеты и журналы. В 1899 г. Харитонов был удостоен серебряной медали Саратовской сельскохозяйственной и промышленной выставки. В 1909 г. на Казанской международной выставке типография получила большую золотую медаль, в 1912 г. на выставке в Риме за художественное исполнение работ – высшую награду (золотую медаль) и значительную денежную премию. В 1916 г. Харитонов продал типографию, которая в августе того же года была объединена с типографией «Умид», став собственностью издательства «Сабах». |
Богоявленский собор находится на улице Баумана. Ранее она называлась Проломной и Большой Проломной, так как на этом месте располагалась стена, в которой при штурме Казани войсками Ивана IV были сделаны проломы. Первые упоминания о храме относятся к 1566 году. Каменный собор построен в 1731—1756 годах на средства купцов Ивана Афанасьевича Михляева и Сергея Александровича Чернова. Храм венчали пять куполов с ажурными крестами. Рядом с храмом находится изящная шатровая колокольня. Главный престол освящен в честь Богоявления Господня; придел — в честь первомученика архидиакона Стефана, апостола от семидесяти. В 1909 году церковь расширили: разобрали колокольню и построили новую паперть, увенчанную большим куполом на барабане, орнаменты которого были аналогичны соседним. Порталы в готическом стиле увенчаны фигурными кокошниками. Толщина культурного слоя в этом месте составляет 1,5 метра. Богоявленский собор примыкал к уничтоженному в 30-е годы XX века Андреевскому храму, построенному в 1701 году. Главный престол этой церкви был освящен в честь апостола Андрея Первозванного, а придел — в честь благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В 1873-м храм полностью обновили. Вероятно, именно тогда и появились новая главка и северные оконные наличники, не соответствующие времени постройки. Колокольня, на втором этаже которой размещается храм в честь Обретения главы Иоанна Предтечи, строилась на средства купца Ивана Семеновича Кривоносова. Конкурс на лучший проект колокольни был объявлен в 1893 году. В октябре Генрих Бернардович Руш представил председателю Строительного комитета протоиерею Богоявленской церкви А. В. Скворцову проект колокольни. Однако строительство поручили архитектору Михайлову, который внес небольшие изменения в проект Руша. Стены колокольни украшают звезды Давида, а ее кресты — пятиконечные звезды Соломона. Строительство завершилось 28 августа 1897 года. В 1901 году после удара молнии в колокольне был установлен громоотвод. Высота колокольни составляет 64 метра. Это самая высокая колокольня Казани. В советское время, вплоть до закрытия в 1935 году, Богоявленский собор имел статус кафедрального. Колокольню власти планировали разрушить, но она могла упасть на соседние здания, поэтому от этой идеи отказались. В храмовом здании некоторое время находился спортивный зал Казанского государственного университета. В июле 1996 года Богоявленский собор вернули Казанской епархии. Богослужения в нем совершаются ежедневно. Литургия начинается в 8:00; вечернее богослужение — в 17:00. В воскресенье совершаются две Литургии. Первая начинается в 7:00, а вторая — в 8:30. С 2012 года при храме действует воскресная школа. |
Петропавловский собор — православный храм в Казани. Один из самых ярких образцов стиля петровской эпохи, для казанского зодчества — исключительный.
Посетителями Петропавловского собора были все российские императоры, начиная с Екатерины II и почти все известные люди, независимо от вероисповедания, посещавшие Казань. Улица, на которой расположен храм, ранее назывались в честь собора Петропавловской (в 1956 году переименована в улицу Мусы Джалиля). Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля. Петропавловский собор был закрыт в 1939 году, принимая до этого у себя верующих из постепенно закрывающихся казанских храмов. Верующим храм был возвращен в конце 80-х годов 20 столетия, после чего началась новая реставрация храма и возвращение его к жизни. Сегодня данный храм является довольно крупным духовным центром Казани. |
Дом Шамиля — здание в историческом центре Казани, перестроенное в начале XX века в эклектичном направлении. Дом Шамиля является яркой достопримечательностью Старой Татарской слободы, памятником архитектуры и объектом культурного наследия регионального (республиканского) значения. В 1986 году в доме был открыт Литературный музей Габдуллы Тукая.
Около 1863 года для Ибрагима Исхаковича Апакова — почётного потомственного гражданина Казани, купца первой гильдии, миллионера — в Старой Татарской слободе на Екатерининской улице у Юнусовской площади был построен двухэтажный особняк. В 1884 году единственная дочь купца Апакова Бибимарьямбану была в 18-летнем возрасте выдана замуж за 45-летнего генерала Мухаммед-Шафи (Мухамет-Шафи, Мухаммадшафи, Магомедшафи) Шамиля, третьего сына имама Шамиля. В связи с этим каменный двухэтажный дом с прилегающими одноэтажным флигелем, хозяйскими постройками и садиком был передан им в качестве свадебного подарка. В 1902 году здание пострадало от большого пожара в Старо-Татарской слободе, уничтожившего более 300 домов. В 1903 году дом был существенно перестроен. Постановлением Совета министров ТАССР от 23 октября 1981 года № 601 «О ходе выполнения в Татарской АССР Закона РСФСР „Об охране и использовании памятников истории и культуры“» Дом Шамиля поставлен на охрану как памятник истории и архитектуры. |
16 марта прошло занятие Школы музейного волонтера, оно состоялось в Литературном музее Габдуллы Тукая. Нам провели очень интересную экскурсию по музею. Музей открыт в 1986 году к 100-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. В Казани творчество поэта достигло своего расцвета, к нему пришло признание. При жизни его произведения выходили отдельными изданиями 35 раз. В музейной коллекции имеются прижизненные издания и фотографии Габдуллы Тукая, газеты и журналы, с редакциями которых поэт сотрудничал, личные вещи и документы людей из его окружения, посмертная маска Г. Тукая. Наиболее ценные экспонаты – мемориальные вещи поэта, среди которых плетёная дорожная корзина, серебряные запонки, металлический стакан для карандашей, купленный Г. Тукаем в Петербурге в 1912 году и др. Со дня своего открытия музей является не только объединяющим центром любителей творчества великого татарского поэта Габдуллы Тукая, но и культурным центром, аккумулирующим в своих стенах творческую энергию, знакомящим посетителей с творчеством деятелей современного татарского искусства и культуры. В Литературном музее Габдуллы Тукая часто проводятся литературно-музыкальные вечера, концерты, лекции, встречи и вечера памяти. |
Музей открыт в 1986 году к 100-летию со дня рождения Габдуллы Тукая, великого татарского поэта, чьи произведения вошли в золотой фонд татарской поэзии и мировой культуры.
Музей находится в одном из красивейших зданий Старотатарской слободы Казани в двухэтажном особняке конца XIX века (проект арх. Г. Б. Руша и Ф. И. Амлонга) – так называемом «доме Шамиля», где в 1882–1906 гг. жил со своей семьей Мухаммадшафи Шамиль – средний сын имама Шамиля, руководителя народно-освободительного движения Дагестана. Здание для музея выбрано не случайно. Оно расположено на улице, связанной с деятельностью Г. Тукая как журналиста и публициста. Ныне она носит имя поэта. Тукай любил гулять по улочкам Старотатарской слободы, по берегам озера Кабан, выступал с лекциями в находившемся рядом популярном среди татар клубе «Шарык». |
Состоялся концерт школы музейного волонтера "Весне дорогу"
Было очень здорово увидеть и послушать выступление юных талантливых волонтеров. Все очень красиво пели и играли, с большим удовольствием было смотреть на ребят. |
9 марта в главном здании музея ИЗО состоялась экскурсия программа воспитанников школа музейного волонтера. Юные экскурсоводы рассказали о женских образах. |
В Республиканской детской библиотеке имени Роберта Миннуллина состоялась очередная встреча нашего Волонтерского клуба «Доктор Китапкин».
На занятии мы познакомились с традициями чаепития и узнали историю возникновения чая. На практической части мы делали добрые открытки: изготовлению памятки-открытки для мам. Открытки в виде цветков где желаем чтобы Мама уделяла внимание себе и остальным членам семьи. |