Первый в России памятник выдающемуся артисту балета, балетмейстеру Рудольфу Нуриеву (Нурееву) установлен в сквере у театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
Его открыли в 2018 году, автором является Зураб Церетели.
Место для памятника выбрано не случайно. С 1993 года, с разрешения великого танцовщика, в этом театре проходит ежегодный международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева.
Нуриевский фестиваль уже стал культурным достоянием России, выступить здесь считают за честь лучшие танцовщики мира. Все фестивальные спектакли проходят с неизменным аншлагом.
«У нас есть Нуриевский фестиваль, а теперь есть и памятник «летающему» татарину. Для нас это знаковое событие, и не только для республики. Рудольф Нуриев — величина международная, такие таланты рождаются раз в сто лет», — сказал на открытии памятника выдающемуся танцовщику современности президент Татарстана Рустам Минниханов. Он напомнил, что мама Нуриева родилась в Казани.
Зураб Церетели, присутствующий на открытии памятника, поведал, что «создавал эту скульптуру радостно». «Это — мой крик души», — заявил скульптор и признался, что не равнодушен к Казани. «Я обожаю этот уникальный город, много раз здесь бывал. У вас хорошая история, и ее надо поднять языком искусства», — обратился Церетели к жителям и гостям города.
За свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета.
Танцевать Нуриев начал достаточно рано: сначала был участником детского фольклорного ансамбля в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. После его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом балета театра имени С. М. Кирова — сегодня театру возвращено прежнее название — Мариинский.
Нуриев в 1961 году в составе труппы Кировского театра был на гастролях в Париже и отказался возвращаться в СССР.
В Казани он бывал дважды в 1992 году и даже дирижировал на фестивале балетом «Щелкунчик». Тогда-то Рудольф Хаметович и разрешил традиционному фестивалю балета носить его имя.
Родился в Башкирии, танцевал в Ленинграде и Париже, а памятник в Казани.
То ли из-за того, что артист сбежал из страны, то ли из-за самой конструкции, но многие до сих пор критикуют памятник и возмущаются, что его установили в самом центре города.