Согласно исторической справке дом врача пятой полицейской части Казани Николая Ивановича Беркутова был построен в конце XIX века. Здание представляет собой образец деревянного городского зодчества, в декоративном оформлении которого использовано сочетание мотивов татарской народной и профессиональной архитектуры, преломлённых через формы модерна.
В 1908 году Казанская Городская Управа согласовала проект на постройку его деревянных служб и хозяйственных помещений, брандмауэрной стены. Также согласно проекту, предусматривалась частичная перестройка самого дома, поднятие его на три венца, увеличение окон, перекладка печей и осуществление пристроя входной группы со стороны улицы Поперечной — так называлась до революции нынешняя улица Фатыха Карима. После революции гнездо семьи Беркутовых было, естественно, уплотнено и поделено на несколько квартир.
История дома типична и предсказуема, за некоторыми счастливыми исключениями. Ну, например, хотя бы того факта, что, в разгар кампании по ликвидации ветхого жилья деревянному строению удалось избежать печальной участи многих своих собратьев.
Что касается первого хозяина особняка, фасад которого долго укрывали вековые липы, то история может поведать о нём не слишком много. Своего рода казус заключается и в том, что табличка на северной стене дома, на месте заложенного парадного входа, рассказывает вовсе не о враче Беркутове, а о поэте‑фронтовике Фатыхе Кариме, в честь которого в 1953‑м из Поперечно‑Тукаевской была переименована улица.
Из большинства доступных источников сегодня известно, что Николай Беркутов лечил ревматизм, причём бедным пациентам оказывал помощь бесплатно. Репутация доктора‑благотворителя послужила ему впоследствии «охранной грамотой» — во время революции и последующие годы ни дом, ни его хозяин не пострадали. Своих детей у Николая Беркутова не было. Был лишь приёмный сын. С его потомками нам связаться не удалось.