ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 +1
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Бюст Гаязу Исхакый г. Чистополь
Бюст находится в сквере "Хазине" г. Чистополь.
23 февраля 1878, дер. Яуширма Чистопольского уезда — 22 июля 1954 г., Анкара
Гаяз Гилязетдинович Исхаков. Татарский писатель, журналист, деятель татарского национально-освободительного движения.
Один из организаторов партии татарских эсеров «Тангчи». В 1913–1918 гг. – редактор-издатель газеты «Иль» («Страна», Петербург, Москва), редактор газеты «Суз» («Слово», Москва), газеты «Безнен иль» («Наша страна», Петроград).
Неоднократно арестовывался, отбывал тюремное заключение и ссылку. После Февральской революции 1917 г. выступал за единство тюркских народов, за национально-культурную автономию мусульманских народов России; председатель созданного в апреле Московского мусульманского комитета. Один из организаторов 1-го Всероссийского съезда мусульман в Москве. Депутат Национального собрания мусульман Внутренней России и Сибири в Уфе.
В 1920 г. эмигрировал. С 1928 г. издавал в Берлине журнал «Милли юл» («Путь нации»). В сентябре 1939 г. журнал был закрыт, и Исхаки перебрался в Турцию.
Автор художественных произведений. Сочинения: Идель-Урал, Лондон, 1988; «Зиндан» («Тюрьма»). Избранные прозаические и сценические произведения, Казань, 1991 (на татарском языке).
Бюст Гаязу Исхакый г. Чистополь
Бюст Фатыйху Амирхану г. Чистополь
Бюст располагается в сквере "Хазине" г. Чистополь.
Амирхан Фатих (Амерханов) [1886–1926] — крупный татарский писатель, публицист и литературный критик. Он считается классиком татарской демократической литературы и одним из основоположников критического реализма в татарской литературе 20 века.

Фатих Амирхан был человеком драматичной судьбы, но тяжелая болезнь его не сломила, жизнелюбие и творческая энергия не оставляли его практически до самой смерти. Он оставался романтиком, мечтал об идеальном, просвещенном татарском мире. Писатель был певцом «новых людей» начала XX века, это и сделало его кумиром татарской молодежи тех лет.

Ф.Амирхану довелось жить и творить в переломную эпоху, в эпоху кардинальной переоценки духовных ценностей, когда любой общественный деятель, в том числе писатель, как бы выдерживал суровый экзамен на честность, стойкость, преданность своим убеждениям. Он был духовной опорой Тукая, способствовал его развитию и раскрытию его таланта.

Человек, не имеющий возможности даже передвигаться самостоятельно, создал яркие, отмеченные большим талантом произведения. Творчество писателя многогранно. Фатих Амирхан сумел на татарском языке создать настолько восхитительные прозаические произведения, что его назвали самым проникновенным лириком своего народа.

Ф.Амирхану, обладавшему редким талантом художника, мыслителя, публициста, сатирика, историка-философа были под силу самые сложные творческие задачи, которые он и решал со свойственными ему энергией и изяществом. Блистательный талант, великолепный знаток национальных традиций он как бы перекинул мост от старой литературы к новой, от просветительства к реализму, став одним из столпов обновленческого процесса в национальной жизни.

Исследователи творчества писателя отмечали, что каждое крупное произведение Ф.Амирхана являлось событием, новой страницей татарской литературы. Отличительные черты его деятельности - стремление проникнуть во все поры культурной жизни соплеменников, убеждение, страстность, ставка на истину, какой бы неприглядной и горькой она ни была.

Памяти Амирхана, прозванного в народе «вершителем судеб татар», посвящено большое количество поэтических и публицистических произведений.

Биобиблиографический справочник «Фатих Амирхан» состоит из разделов, в которых размещены: биография, информационные источники о жизни и творчестве Ф. Амирхана, ,произведения Ф. Амирхана, библиография его произведений и литературы о нем, фото и видеоматериалы, методические материалы для работников сферы образования и культурно-просветительской работы.
Бюст Фатыйху Амирхану г. Чистополь
Бюст Кояш Тимбиковой г. Чистополь
Бюст находится в сквере "Хазине" г. Чистополь.
Кояш Тимбикова родилась 16 ноября 1937 года в моей деревне – в деревне Нарат Елга Чистопольского района республики Татарстан в семье физиков и лириков (отец - Закир - математик, мать - Сания - языковед, литератор, оба награждены орденами Ленина). Старшая сестра - Энзе - литератор, языковед, старший брат - Азат - участник Великой Отечественной войны, ветеран, награжденный орденами и медалями, учитель математики, физики, средняя сестра - Чачак- учитель физики, математики.
Воспитанная в духе лириков и физиков, Кояш выбирает журналистскую деятельность.
На литературную арену К.Тимбикова выходит с публикацией рассказаз « Экзамен», который был высоко оценен литературным аксакалом Накием Исанбатом, ставшим впоследствии постоянным наблюдателем за творчеством писательницы.
Главными проблемами в произведениях К .Тимбиковой выступают « вечные» темы: честь и бесчестие, справедливость и беззаконие, которые переплетаются с темой постоянной борьбы во имя человеческого счастья, места человека в жизни.
К. Тимбикова 35 лет проработала в редакциях литературных журналов « Азат хатын» (« Освобожденная женщина») и « Казан утлары) (« Огни Казани»). Ее отдельные произведения изданы на башкирском, азербайджанском, узбекском, каракалпакском, русском, хакасском, белорусском, латышском языках.
Переводчиком ее произведений на русский язык был муж - литератор.
В творчестве К. Тимбиковой есть очень близкая для нас тема - размышления автора об исламской религии, «Ислам, являясь самой совершенной религией в мире, строится на самых глубинных требованиях, правилах человеческой жизни. Здесь вера в могущество Всевышнего соединяется воедино с совершением первой молитвы с наступлением зари. Самые достойные качества наших матерей, как доброта, милосердие, искренность, чистота, душевность, терпеливость, старательность, исполнительность, безупречность, своими корнями уходит в Ислам»
(« Любовь на троих»- « Уртак яр»). Или: « Ислам - самая милосердная религия, призывает всех совершать благие дела во имя Всевышнего, тем самым готовя себя в вечную жизнь (« Дочь волны» « Дулкын баласы»).
Эти произведения, на наш взгляд, особенно полезны для растущего поколения. Ведь они заставляют нас задуматься над вечными проблемами добра и зла, о смысле жизни и месте человека в ней.
Бюст Кояш Тимбиковой г. Чистополь
Бюст Софье Губайдуллиной, г. Чистополь
В г. Чистополь в сквере "Хазинэ" стоит бюст композитору Губайдуллиной Софье Асгатовне.

Родилась в Чистополе (Татарская АССР) 24 октября 1931 в интеллигентной татарско-русской семье; музыке обучалась в училище и консерватории в Казани. После окончания Казанской консерватории в 1954 (класс композиции А.С.Лемана, класс фортепиано Г.М.Когана) поступила в Московскую консерваторию, которую окончила в 1959 по классу композиции Н.И.Пейко, и затем занималась в аспирантуре у В.Я.Шебалина. До начала 1990-х годов жила в Москве на положении «свободного художника»; в 1969–1970 работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки; сотрудничала с разными киностудиями. С начала 1990-х годов живет в Германии. Лауреат ряда иностранных и российских премий, почетный член берлинской Академии искусств.

Обычно Губайдулину помещают в «первой тройке» советского авангарда 1960–1980-х годов, сразу вслед за Э.Денисовым и А.Шнитке. Первым представительным ее сочинением стала кантата Ночь в Мемфисе для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968). В дальнейшем она отдавала предпочтение инструментальным формам сравнительно небольших масштабов, часто с оригинальным составом инструментов (исключением является большая симфония в 12 частях под названием Слышу... Умолкло..., 1986). С конца 1980-х годов в ее творчестве вновь появляются вокально-инструментальные композиции; в их числе Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990; кантата Из Часослова на стихи Р.М.Рильке, 1991; кантата Теперь всегда снега на стихи Г.Айги (1993) и одна из последних работ – масштабные Страсти по Иоанну (2000), написанные по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И.С.Баха.

Критики отмечают в творчестве Губайдулиной взаимодействие западных и восточных традиций; ее стиль свободен, подвижен и не принадлежит к какому-либо определенному направлению. Характерные черты почерка Губайдулиной – высокая духовная концентрация, стремление к архитектоническому совершенству формы, чуткость к тембровости, к звуку как таковому. По ее собственным словам, музыка 20 в. «часто обращается к нематериальным процессам, доходя порой до порога молчания».
Бюст Софье Губайдуллиной, г. Чистополь
Храм иконы Божией Матери «Умиление», город Чистополь
4 августа 2013 г. в г. Чистополь, в продолжение торжеств посвященных 1025-летию Крещения Руси и 110-летию прославления преподобного Серафима Саровского — было приурочено освящение новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери именуемой "Умиление". Возглавил чин освящения митрополит Казанской и Татарстанский Анастасий в сослужении духовенства Чистопольской епархии.
В 2014 г. в храме были завершены расписные работы. Настенная роспись в алтарной и основной части храма выполнена бригадой из 18 иконописцев мастерской «Палехский образ». Храм был украшен росписями сцен из жизни Пресвятой Богородицы. На потолке купола —; изображение Святой Троицы, на барабане изображены апостолы и архангелы. Своды и стены оформлены сценами из житий святых, две стены посвящены Серафиму Саровскому, на колоннах воины-мученики: Федор Стратилат, Дмитрий Солунский, Георгий Победоносец и Александр Невский.
Храм иконы Божией Матери «Умиление», город Чистополь
Храм иконы Божией Матери «Умиление», город Чистополь
Храм иконы Божией Матери «Умиление», город Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция Музея истории города рассказывает о природе, археологических древностях Чистопольского района, жизни уездного города в XIX веке.

В 2014 году в музее создана новая экспозиция археологического раздела, рассказывающая о древностях чистопольской земли и древнем городе Джукетау. Помимо археологических находок, в экспозиции представлены палеонтологические экспонаты, представляющие фрагменты скелета древних животных мамонта, бизона, носорога.
Экспозиции музея истории города рассказывают о природе, археологических древностях Чистопольского района, жизни уездного города.
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
В экспозиции музея истории города представлен интересный экспонат времен Волжской Булгарии - кольчуга, найденная пастухом Миниханом в 1921 году недалеко от села Ст. Мокшино в месте, называемом «Мирским лесом» или «Каменной поляной».
Кольчуга является одним из центральных экспонатов археологической экспозиции.
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Экспозиция зал археологии музея истории города Чистополь
Вот в этом кувшинчике нашли триста золотых монет, но на экспозиции заменили на медные.
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
В Музее истории города Чистопольского государственного музея-заповедника открылась персональная выставка чистопольского художника-живописца, графика Радика Вакифовича Мингазова под названием «Графика. Радик Мингазов».

Вниманию зрителя представлено 28 работ, выполненных в технике сангины, сепии и черного соуса. Эта техника отличается мягкостью линии, создающей живописную фактуру, придающей особую объемность изображениям. Портреты почти скульптурные, говорят о крепкой академической выучке художника. Линия безошибочна и всегда выразительна, создает емкий и правдивый образ.


Особое место в его творчестве занимает образ Чистополя, бывшего уездного города, имеющего богатую историю, связанную с архитектурой и выдающимися личностями. Тихие безлюдные улицы, одноэтажные дома, ворота и наличники, рукотворные, одухотворенные, исчезающие — все это наполняет работы мастера особым ароматом пронзительной ностальгии по уходящему времени.
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Выставка «Графика. Радик Мингазов»
Музей истории города г. Чистополь
История создания музея начинается с 1921 года, когда любитель-краевед, натуралист Александр Константинович Булич выступил с инициативой основать в Чистополе музей родного края. В том же году музей был открыт для посещения, а сам А.К. Булич стал его первым директором. В основу музейных фондов легли его личные коллекции. Наиболее интересными были материалы по археологии, палеонтологии, биологии и ботанике. Некоторые предметы из этих коллекций, менее других подверженные разрушению временем, еще и сегодня можно видеть в музее. Среди них: булгарская кольчуга, найденная пастухом Миниханом в 1921 году недалеко от села Ст. Мокшино в месте, называемом "Мирским лесом" или "Каменной поляной"; удивительный по красоте сфероконус - сосуд для благовоний, который поступил в фонды музея из коллекции помещика Чистопольского уезда Шульца; коллекция яиц и гнезд птиц, населяющих территорию Чистопольского района, и богатейшая коллекция останков древних животных: мамонтов, бизонов, носорогов и единорога. До сих пор радуют глаз изящностью рисунка и яркостью красок ковровые дорожки, переданные в музей одной из школ города (бывшей мужской гимназией).
Самая большая фондовая коллекция - письменных источников - включает в себя документы с конца XVII века по сегодняшний день, рукописные и старопечатные книги. Среди них - "Церковный певчий обиход", "Ирмосы", "Трезвон певчий", "Жития святых" 1762 г., "Евангелие" 1856 г. и др.

В последние годы заметно вырос мемориальный фонд, включающий в себя документы, фотографии, личные вещи, принадлежавшие известным людям города. Особое место в нем занимают материалы, посвященные пребыванию в Чистополе в годы Великой Отечественной войны деятелей литературы и искусства. "Постоянными" жителями с осени 1941 года по июнь 1943 года стали более пятидесяти писателей. В архиве музея хранятся письма, страницы из дневников, фотографии, документы Исаковского М. В., Фадеева А. А., Леонова Л. М. и др.

Яркой иллюстрацией к истории края является богатое этнографическое собрание музея, объединяющее предметы быта, одежды, украшения, орудия труда, изделия ремесел народов Среднего Поволжья: русских, татар, чувашей.

Жемчужиной коллекции предметов городского быта являются два деревянных велосипеда, изготовленных крестьянином села Чистопольские Выселки Мельниковым Николаем Ивановичем. Наибольший интерес представляет велосипед, изготовленный в 1902 году в форме большого колеса, внутри которого расположены педали и седло. Второй велосипед (1909 года изготовления) оснащен особым ременным приводом. В ось заднего колеса вставлена возвратная муфта, которая и приводила велосипед в движение.
Старинный купеческий особняк постройки конца XIX века, ранее принадлежавший казанскому купцу А.А.Подуруеву и его жене Марии Ивановне, урожденной Стахеевой. Фасады дома и флигеля украшены лепниной в стиле эклектики с ампирными мотивами в композиции и отдельными барочными элементами декора. Усадебный комплекс внесен в реестр памятников архитектуры Республики Татарстан.
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Музей истории города г. Чистополь
Арт-объект "Дерево любви" г. Чистополь
На Набережной г. Чистополь настоящим украшением стала аллея для молодоженов с аркой и Деревом любви, где новоиспеченные супруги вешают замочки – символы верности и нерушимости и любви, а имеющие сокровенную мечту - повязать ленточку и загадать желание.
В старину была традиция: прежде чем отправить молодых под венец, под порог клали замок, а когда пара выходила из дома, запирали его на ключ. Тот ключ выбрасывали подальше, а железный символ семейного счастья хранили, чтоб семье жилось лучше. Современный обычай появился, предположительно, во Флоренции, где влюбленные стали вешать замки на памятник скульптору Бенвенуто Челлини на мосту Понте Веккио. В Риме обряд распространился благодаря его упоминанию в двух романах Федерико Моччиа. Например, герои «Три метра над небом» идут на мост и, остановившись у третьего фонаря, клянутся в вечной любви. В качестве залога верности они опутывают фонарь цепью и запирают на замок. Ключ от замка герои бросают в воды Тибра. Эта история вызвала бум по всему миру, и влюбленные с замками и цепями ринулись на поиски вечной любви. В одной только Флоренции с мостов за год снимали до 400 кг железа, и мэру города пришлось ввести штраф за развешиванье замков. А на Мильвийском мосту в Риме появилось так много «символов любви», что один из фонарных столбов обрушился под их тяжестью. Поэтому теперь в городах предпочитают ставить специальные деревья.
Арт-объект "Дерево любви" г. Чистополь
Декоративное сооружение "Мини Биг-Бен"
На набережной г. Чистополя можно увидеть замечательный арт-объект – часы, внешне чем-то напоминающие легендарный «Биг-Бен».
г. Чистополь знаменит часовым заводом "Восток". На Набережной представлены скульптуры-символы города.
Свою историю Чистопольское часовое производство ведет с осени 1941 года. Эвакуированный завод прибывал по Казанской железной дороге, водным и воздушным транспортом. Оборудование второго Московского часового завода, размещенное в 170 вагонах, доставлялось в Казань и отправлялось в Чистополь на баржах. Первая баржа прибыла в город 10 ноября 1941 года, после прекращения навигации станки доставляли вплоть до февраля 1942 года, в сорокаградусные морозы, на лошадях по ледовой дороге через Каму. Вместе с оборудованием Московского часового завода прибыли в Чистополь из Москвы 488 специалистов во главе с директором. Тем не менее, рабочих рук не хватало, приходилось набирать сотрудников из местных и эвакуированных жителей. На работу принимались 14 и 15-летние подростки, которые вместе с москвичами занимались монтажом оборудования, заодно обучаясь новым профессиям. Коллектив эвакуированного в Чистополь второго Московского часового завода в годы войны занимался изготовлением танковых часов, запалов для противотанковых гранат. По специальным ведомственным заказам на предприятии были разработаны и внедрены в серийное производство конструкция 60-суточной мины замедленного действия, приборы расхода горючего на самолетах, технические узлы для торпед, самописцы для гидрометеорологической службы.
Декоративное сооружение "Мини Биг-Бен"


Декоративное сооружение "Мини Биг-Бен"
Декоративное сооружение "Мини Биг-Бен"
Декоративное сооружение "Мини Биг-Бен"
Декоративное сооружение "Мини Биг-Бен"