ГлавнаяБЛОГИКультурная среда

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+5206 RSS-лента RSS-лента

Культурная среда

Автор блога: Ралина Гилазутдинова
Театр имени Г. Камала
История становления национального театра в городе на Волге началась еще в конце позапрошлого века – именно тогда впервые ставятся пьесы по произведениям местных литераторов. Несмотря на то, что среди них было много действительно талантливых авторов, особое признание получил Галиаскар Камал – непревзойденный драматург и писатель, творения которого выделял среди прочих сам Габдулла Тукай. Перу Камала принадлежит несколько бессмертных произведений на татарском языке («Несчастный юноша», «Ради подарка» и пр.), а также переводы классических произведений известнейших деятелей русской литературы.

История становления театра
Национальный театр в Казани, как уже было сказано выше, появился еще до Октябрьской революции. В первые годы после свержения монархии он пришел в упадок, однако уже спустя пару лет советская власть в рамках политики коренизации активно взялась за его восстановление. В 1926 году после нескольких реконструкций и подбора нового актерского состава театр вновь заработал в полную мощь и получил звание «Академического». Спустя 13 лет он был переименован в честь Галиаскара Камала.



Во время Великой Отечественной войны многие актеры театра отправились на фронт, где в составе различных групп давали представления непосредственно на передовой. Само театральное здание на этот период было переоборудовано под госпиталь.

В послевоенное время Театр им. Галиаскара Камала пополнился рядом талантливых актеров из Москвы и других регионов. В это же время начала свою трудовую деятельность целая плеяда талантливых татарских режиссеров.

В 1986 году Театр перебрался в новое здание. Это позволило значительно увеличить посещаемость спектаклей, а также обеспечить зрителей и артистом комфортом.

Любопытные факты о Театре Камала
Каждому ценителю театрального искусства будет интересно знать о том, что:

В 2001 года один из режиссеров Театра Камала Марсель Салимжанов был отмечен «Золотой маской».
Так как до развала Советского Союза Татарстану как автономной территории нельзя было иметь собственную киностудию, все местные актеры была вынуждены реализовывать свой потенциал на театральных подмостках. Впрочем, это ограничение не помешало некоторым из них в дальнейшем получать главные роли в кинофильмах всесоюзных студий.
Множество сцен известной кинокомедии «Сокровища О.К.» было отснято в Театре им. Камала. Также напомним, что согласно сюжету ленты, главные герои находят путь к несметным сокровищам последнего хана Казани именно в подвале этого театра.
Театр имени Г. Камала
Театр имени Г. Камала
Театр имени Г. Камала
МУЗЕЙ А.М. ГОРЬКОГО И Ф.И. ШАЛЯПИНА
Один из старейших литературных музеев России, открытый 12 марта 1940 года, посвящён жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького (1868–1936), выдающегося русского писателя и общественного деятеля. С 1960 года музей включён в реестр памятников истории федерального значения.

Музей размещается в бывшем доме мещанина М. И. Беляева (2-ая пол. XIX века), где в 1886–1887 годах подручным в пекарне А. С. Деренкова работал А. М. Пешков (Максим Горький). Пекарня сохранилась и с самого начала деятельности музея являлась частью экспозиции. Именем писателя названа улица, на которой находится музей.

А. М. Пешков приехал в Казань в 1884 году, чтобы поступить в Казанский университет. Когда это не удалось, работал грузчиком в порту, садовником и дворником у генеральши Корнэ, подручным пекаря и т. д. Казанский период жизни отражён во многих произведениях Горького. Годы, проведённые в Казани, стали периодом духовного роста, идейного становления и развития будущего великого русского писателя. Горький писал: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, духовно – в Казани».

ковш серебро, подаренный Ф.И.Шаляпину хористами Императорской русской оперы. 1904 г.
кофеварка на спиртовке, принадлежавшая Ф.И.Шаляпину. к. XIX в
Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина является одним из культурных центров города с многолетними традициями и уникальной историей. Музей сохраняет не только имя великого русского писателя. В неразрывном тандеме представлены имена А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина – двух символов отечественной культуры ХХ века, выразителей национальной идеи, создателей собственной эстетики в искусстве и литературе. С 2012 года в музее началась крупномасштабная реконструкция. Утверждённая в открытом формате общественного обсуждения концепция и художественный проект экспозиции представляют фактически два музея – Музей А. М. Горького и Музей Ф. И. Шаляпина в едином комплексе здания.

За годы своего существования в музее неоднократно создавались экспозиции, отражающие культурно-историческое наследие А. М. Горького, Ф. И. Шаляпина, выдающихся литераторов края. Арт-подвал «Бродячая собака» с экспозицией, посвящённой Серебряному веку, стал излюбленным местом встреч казанских поэтов.

В фондах музея – более 60 тысяч единиц хранения. Особую ценность коллекции представляет собрание мемориальных предметов А. М. Горького, переданное Е. П. и Н. А. Пешковыми (женой и невесткой А. М. Горького). Это письма, стол и кресло Горького из подмосковной дачи в Горках; одежда, в которой писатель приехал в Казань в 1928 году; более 2 958 книг из его библиотеки; подлинные фотографии писателя, сделанные в начале ХХ века в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ялте, Сорренто, Финляндии, на Капри.

Особую ценность для музея представляет шаляпинская коллекция, отражающая жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина, друга А. М. Горького. Коллекция насчитывает около 4 тыс. подлинных предметов эпохи (программ, открыток с иконографией певца, клавиров, изданий, фотоматериалов, граммофонных пластинок, картин и т. д.), а также предметы из собраний известнейших исследователей, летописцев и биографов Ф. И. Шаляпина: С. В. Гольцмана, В. И. Гармаша, материалы коллекции Ю. Ф. Котлярова (восемь пластинок с голосом певца, изданных в начале ХХ века в Италии, Франции, Англии и России, которые можно послушать на старинном граммофоне), уникальная книга Шаляпина «Маска и душа», впервые изданная в 1932 году в Париже на русском языке, старинные альбомы с открытками «Шаляпин в ролях», «Города мира, где пел Шаляпин», рукописи, письма, книги, афиши). «Уникальность данной коллекции определяется подлинными вещами Ф. И. Шаляпина (112 ед.хр., включая последние поступления-коллекцию внука артиста Ивана де Лимура), которые поступили в фонды музея непосредственно от дочерей артиста И. Ф. Шаляпиной, М. Ф. Шаляпиной, от внучки И. Б. Морфей-Шаляпиной и от правнучки Д. Робертсон-Шаляпиной. Среди них – театральный костюм для роли хана Кончака в опере «Князь Игорь», кофейный сервиз, стулья, стереоскоп, граммофон, неоконченный портрет молодого Шаляпина кисти художника В. Россинского и рояль, подаренный (по легенде) Саввой Мамонтовым.

Музей А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина предлагает вниманию посетителей насыщенную культурно-просветительскую программу. При музее с 1940-х годов работает старейшее в России «Литературное объединение молодых авторов им. М. Зарецкого» («ЛИТО»), клубы «КЛИ» («Клуб любителей искусства») и «ЛиМуК» («Литературно-музыкальный клуб»), «Клуб книголюбов», литературный театр “VERBA”. Совместный проект с Казанской государственной консерваторией им. Н. Жиганова «Музыка в музее» каждую третью пятницу месяца собирает любителей классической музыки на концерты студентов и преподавателей консерватории.

Разнообразна лекционная программа музея, отражающая «горьковскую» и «шаляпинскую» тематику, историю татарской литературы и поэзию Серебряного века.

В выставочном зале музея ежегодно экспонируется около 20 временных и привлечённых выставок.

Музей проводит Всероссийские научные конференции «Горьковские чтения» (с 1942 г.) и «Шаляпинские чтения» (с 1973 г.), в которых принимают участие учёные, преподаватели вузов, музейные работники, коллекционеры Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары. Ижевска и других городов. В эпоху глобализации тематика конференций отражает общекультурные тенденции постмодернистского общества, в основе которых лежит интегративный подход, выраженный в диалогизации культур, с опорой на сохранение культурного наследия, сочетание инноваций и традиций, примате роли личности в культуре, расширения «границ» глобального культурного пространства, консолидации научных и творческих сил. Среди партнёров-организаторов конференций – Казанский государственный университет культуры и искусств, Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова.

МУЗЕЙ А.М. ГОРЬКОГО И Ф.И. ШАЛЯПИНА
МУЗЕЙ А.М. ГОРЬКОГО И Ф.И. ШАЛЯПИНА
МУЗЕЙ А.М. ГОРЬКОГО И Ф.И. ШАЛЯПИНА
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций - молодой институт, сохраняющий и развивающий многолетние университетские традиции преподавания философии, политологии, социологии, религиоведения, конфликтологии, журналистики, теории общественных коммуникаций. Образование, получаемое в Институте, позволяет выпускнику успешно проявлять себя в самых разных отраслях социально-политической и гуманитарной деятельности, а также в сфере общественных и медийных коммуникаций. Институт стремится сочетать глубокую теоретическую подготовку с прикладными исследованиями.

Спектр научных интересов сотрудников Института широк: изыскания философской, политологической, социологической, конфликтоведческой, религиоведческой направленности, нацеленные на эффективное решение проблем общественной стабильности, бесконфликтного социально-политического и межконфессионального взаимодействия народов, населяющих ПФО; поиск оптимальных инструментов анализа общественных явлений; формирование моделей распределения социальных рисков на различных территориях; конструирование реальности в средствах массмедиа.

Особенностью образовательной деятельности Института является развитие свободного творческого мышления учащихся, формирование гуманистических ценностей, индивидуальный подход к студентам, поощрение общественной активности молодых людей.

Выпускники Института работают в государственных структурах; информационно-аналитических службах органов государственной власти, политических партий и общественных объединений, бизнес-компаний; преподают в вузах и школах, трудятся в религиозных организациях, социологических компаниях. Журналисты уже со студенческой скамьи реализуют свой творческий потенциал в местных и федеральных СМИ.
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций
Памятник Нужину М.Т.
Крупный организатор науки и образования, общественный деятель. Ректор Казанского государственного университета. Заслуженный деятель науки РСФСР.
В период ректорства М.Т.Нужина в Казанском университете возникли новые научные направления: бионика, биофизика, биохимия, физика и химия полупроводников. Укрепилась материальная база: открыты вычислительный центр, новые учебно-лабораторных корпуса, студенческие общежития. Заслуженный деятель науки РСФСР (1964). Возглавлял Совет ректоров РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР двух созывов (1959—1963, 1963—1967) от ТАССР, депутат Верховного Совета Татарской АССР (1971—1980). Кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени, Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Лауреат Первой премии Министерства высшего образования СССР (1983). В 2004 году установлен памятник-бюст М.Т.Нужину. Именем профессора Нужина названа улица.
Биография:
Родился 21 октября 1914 года в селе Острожское Пермской губернии в крестьянской семье. Отец в 1915 году погиб в Первой мировой войне. В 1927-1930 годах учился в Елабужской механико-технической школе. Трудовую деятельность начал в 1930 году слесарем на механическом заводе сельскохозяйственных орудий (Старая Русса), был токарем на судостроительном заводе (Зеленодольск), с 1931 года — на Бондюжском химическом заводе. В 1933 году поступил в Казанский авиационный институт, откуда 3 февраля 1936 года был исключён в связи с арестом отчима с формулировкой «за невозможностью использования в авиапромышленности». 26 февраля того же года зачислен на третий курс Казанского университета, который окончил в 1938 году по специальности «теория упругости». С сентября 1938 года — аспирант по кафедре механики. В 1939-1946 годах — служба в Красной Армии, участие в боях Великой Отечественной войны: авиамеханик, преподаватель дивизионной партийной школы, комиссар артдивизиона, парторг, старший инструктор. Демобилизован в июне 1946 года в звании майора. В 1947 году защитил кандидатскую диссертацию, избран старшим научным сотрудником НИИ математики и механики им. Н.Г.Чеботарёва при Казанском университете, с октября 1951 года — заведующий сектором механики. В 1948-1951 годах - заместитель декана, исполняющий обязанности декана физико-математического факультета, председатель объединённого профкома КГУ. В 1952-1953 годах — докторант МГУ, в 1954 году защитил докторскую диссертацию «Обратные краевые задачи теории аналитических функций и их приложения к механике», возглавил новую кафедру теоретической механики Казанского университета. 16 июня 1954 года назначен ректором Казанского университета. С 1955 года – профессор. С 10 апреля 1979 года - профессор-консультант. Умер 11 августа 1983 года в Казани, похоронен на Арском кладбище. Был женат.
Памятник Нужину М.Т.
Казанский Федеральный университет
С момента создания в 1804 году императором Александром I и до Февральской революции 1917 года он именовался «Императорским Казанским университетом», а после — по своему сокращённому названию.

В 1918 году Казанский университет был преобразован в «Казанский государственный университет». После смерти В. И. Ленина постановлением ЦИК СССР от 26 января 1924 года вуз был назван в его честь — «КГУ имени В. И. Ульянова-Ленина». Это название было официально утверждено Президиумом ВЦИК 29 июня 1925 года.

В связи с награждениями университет в 1955 году был переименован в «Казанский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина», а с 1979 года стал носить название «Казанский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени В. И. Ульянова-Ленина».

С начала 1990-х и до 2010 года вуз назывался «Казанским государственным университетом имени В. И. Ульянова-Ленина» (КГУ).

Согласно указу Президента России Д. А. Медведева от 21 октября 2009 года на базе КГУ должен был быть создан центральный вуз Приволжского федерального округа — Приволжский федеральный университет.

В связи с протестами студенческо-преподавательского состава вуза против переименования его в «Приволжский», президенты России и Татарстана договорились сохранить за ним историческое название «Казанский университет»[5]. Председателем Правительства России В. В. Путиным распоряжением от 2 апреля 2010 года за реорганизуемым университетом было официально закреплено общее название «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Казанский Федеральный университет
Памятник Ленину-гимназисту
Памятник молодому Володе Ульянову был установлен в Казани 26 октября 1954 года. Его автором стал выдающийся скульптор Владимир Цигаль, который получил за своего «Ленина-гимназиста» Государственную премию СССР.

В своем родном Симбирске (сейчас Ульяновск) Володя учился в классической гимназии и закончил ее с золотой медалью. В 1887 году семья Ульяновых поселилась в Казани. Здесь будущий вождь мирового пролетариата стал студентов Императорского Казанского университете. В характеристике, направленной директором Симбирской гимназии по запросу университета, говорилось: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный, Ульянов во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению…»
Именно поведение новоиспеченного первокурсника и стало причиной, по которой он был отчислен спустя три месяца. Если вы обратите внимание, то на сером гранитном постаменте есть надпись: «Владимир Ульянов. 1887». Это год знаменитой студенческой сходки студентов Императорского Казанского университета.
Трехметровую скульптуру отлили на Ленинградском заводе «Монументскульптура». Надо сказать, что Казани повезло — ей достался вариант памятника в полный рост. В Ульяновске — на родине Ленина — установили скульптуру, которая наполовину «вмурована» в постамент.

В Казань памятник «Ленин-гимназист» прибыл в обычном деревянном ящике. Его решили поставить напротив Университета в центре полукруглой площадки, которая из-за своей формы получила в народе название «Сковородка».

Открытие приурочили к 150-летию вуза.
Оказывается у казанского Володи Ульянова есть двойник! В 1970 году в сквере возле дома №6 переулка Огородной Слободы в Москве открыли памятник Ленину-гимназисту, который как две капли воды похож на тот, что стоит возле КФУ. Единственное различие — в высоту он «всего» 2,5 метра.
Памятник Ленину-гимназисту
Национальная библиотека РТ
Одно из красивейших зданий нашего города - бывший особняк промышленников Ушковых. С 1919 года в нем располагается Национальная библиотека РТ. Ее читатели имеют возможность ежедневно любоваться красотой сохранившейся великолепной отделки. Могла ли сохраниться эта красота, не будь в этом здании библиотека? Известно, что сразу после революции в нем расположилась городская типография.


Первое здание Национальной библиотеки Республики Татарстан

Сохранилась первоначальная внутренняя планировка дома. Бывшие торговые залы нижнего этажа построены по анфиладной системе и отделены коридорами от подсобных помещений. На втором этаже планировка парадных комнат такая же. Здание богато украшено лепкой. Архитектурная композиция, декоративное убранство фасадов и интерьера отличаются высоким мастерством, роскошной разнообразной отделкой, поражают воображение. Представляет большой интерес интерьер парадной лестницы в духе "Шинуазри", оформленный как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные, резные драконы на стенах, дверях, потолке, в деревянном ограждении лестницы, бронзовые и лепные украшения, изображения японских божков, имитация древнекитайской живописи, роспись панно под драгоценную шелковую ткань. Легкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука. Дверные ручки разнообразной формы - настоящие произведения искусства.

Великолепно выполнены на окнах витражи с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями. На полу - инкрустация мрамором и позолотой (веточки цветущей вишни - любимый японский мотив).


Витражи

Согласно вкусам конца 19-нач.20 вв., каждое помещение отделано в разных стилях. Парадный зал выполнен в стиле ампир: потолки покрыты богатым орнаментом, включающим военную тематику (щиты, мечи, флаги, орлы, крылатые львы и кони). Интерес владельцев дома к Наполеону выразился в латинском вензеле N на потолке. Высокие лакированные двери украшены горельефами орлов и изображением медузы Горгоны.


Читальный зал в стиле французского ампира

Стены бывшей столовой, оформленной в готическом стиле средневековых немецких замков, обшиты панелями из мореного дуба. Потолок разделен на кессоны, наверху небольшие хоры для оркестра. В помещении бывшей зеленой гостиной в стиле рококо сохранились камины ампирной формы из зеленого итальянского мрамора с бронзовыми украшениями и зеркалами. Другая вариация такого же камина находится в кабинете хозяина, на нем можно увидеть старинные бронзовые канделябры и художественную отливку "Зубр". Маленькая розовая гостиная - это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами.

Своеобразием мавританского зала (бывшей курительной комнаты) являются двери, украшенные арабской вязью, где зашифрован главный постулат ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха...". Но жемчужина особняка - своеобразный зимний сад-грот, где все напоминает естественную пещеру: в расщелинах между неровными крупными блоками облицовки стен из естественного ракушечника пробивается зелень, вьющиеся растения. С потолка свисают сталактиты, в огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Наружную стену почти целиком занимают окна, и освещенный в вечернее время грот особенно красиво смотрится с улицы - как окно в сказочный мир.


Читальный зал "Зимний сад - грот"

Полы в парадных комнатах из наборного паркета, а на первом этаже - пол из керамических плиток (плитки производства собственного завода владельцев дома). Об этом свидетельствует оборотная сторона каждой плитки.

Архитектор К.Л.Мюфке (576Кб) (1868-1933 гг.), построивший это чудо в 1908 г., родился 30 января в Воронеже и после окончания гимназии поступил в Петербургскую академию художеств, где за время учебы не раз награждался за свои проекты малой и большой серебряными медалями. Завершив обучение, он становится архитектором - художником и направляется в заграничную командировку. Он знакомится с памятниками культуры Италии, Франции, Австрии и других стран. Возвратившись в Россию, поступает на службу в Казанскую художественную школу(1897-1912 гг.), где в 1898 г. единогласно избирается педагогическим советом на должность директора школы. Благодаря усилиям и умелому руководству Мюфке, школа приобрела здание,которое и с художественной, и с практической стороны было едва ли не лучшим учебным заведением своего времени в городе. Мюфке отличался незаурядной работоспособностью, совмещал большую педагогическую работу и государственную службу с интенсивной творческой деятельностью. По совместительству он был архитектором Казанского университета (1905-1909 гг.). Одобрительные отзывы со стороны Академии и академиков, успехи учеников - свидетельство того, насколько плодотворной была деятельность Мюфке.

Второе здание библиотеки - бывший дом Пермяковых.
Национальная библиотека РТ
Национальная библиотека РТ
Национальная библиотека РТ
Дом Челышева. культурное наследие
Нет информации о времени строительства этого здания и его архитекторе. Тем не менее, уже в 1791 году именно здесь был создан профессиональный русский театр. Он существовал пять лет под руководством придворного актёра Василия Бобровского.

По некоторым данным, в определённые годы в этом доме находился шахматный клуб. Во дворе особняка располагался сиреневый сад — самый большой в Казани. Сейчас помещение занимает Казанский филиал РГТЭУ Российского государственного торгово-экономического университета, а также предприятия общественного питания и магазины. Здание расположено неподалёку от Национального музея республики Татарстан и кремля.
Дом Челышева. культурное наследие
Дом Челышева. культурное наследие
Дом Челышева. культурное наследие
Дом где жил М. Грушевский, культурное наследие
16 сентября 2006г. в Казани на улице Кремлевской, у дома 1525, состоялось открытие мемориальной доски Михаилу Грушевскому – первому президенту Украины, выдающемуся политическому деятелю и ученому, проживавшему в этом доме в сентябре-ноябре 1915 года.

Как известно, Михаил Сергеевич Грушевский (1866-1934) был одним из лидеров украинского национального движения, украинским и российским историком, автором фундаментальной «Истории Украины - Руси». В 1918 году М. Грушевский был избран президентом Украинской народной республики. Однако вскоре, в том же 1918-ом, на Украине произошел государственный переворот, вследствие чего УНР прекратила свое существование и была провозглашена Украинская Держава во главе с гетманом Скоропадским. В Казань профессор Львовского университета Михаил Грушевский приехал 3 сентября 1915 года из Симбирска (куда был выслан за свою политическую деятельность «как пропагандист украинского сепаратизма») и остановился в меблированных номерах «Франция» на улице Воскресенской (ныне отель «Джузеппе» на Кремлевской).

Открытие мемориальной доски состоялось благодаря активной работе Нижнекамской национально-культурной автономии «Украинское товарищество "Вербиченька", которое в течение двух лет готовилось к празднованию 140-летия первого президента Украины. Средства на изготовление доски были переданы главой Объединения украинцев России Василием Думой, ее автором стал известный казанский скульптор Махмут Гасимов.

Дом где жил М. Грушевский, культурное наследие

Дом где жил М. Грушевский, культурное наследие
Дом где жил М. Грушевский, культурное наследие
Парк Черное озеро
В начале 19-го века на месте нынешней парковой зоны было довольно глубокое озеро, из-за цвета воды названное Черным. Однако, из-за расширения Казани местные власти задумались об облагораживании территории, поэтому в 1829 году стартовали работы по укреплению озерных берегов. Постепенно вокруг водоема стала формироваться площадка для отдыха, которая и была обнесена коваными решетками в 1847 году – это позволило обозначить границы парковой зоны.

Общая инфраструктура парка Черное Озеро начала развиваться еще с середины 19-го века, когда здесь появились первые торговые помещения и объекты общепита. Объяснить подобный интерес предпринимателей к этому месту очень просто – уже тогда оно становится одним из излюбленных мест казанцев для отдыха, что привело к существенному увеличению его проходимости.

Одним из самых тяжелых периодов в развитии Черного Озера в Казани стало окончание 19-го столетия. Водоем всегда был сравнительно небольших размеров, поэтому вскоре после облагораживания берегов он стремительными темпами начал зарастать водорослями и цвести. Со временем городским властям не оставалось ничего другого, как принять решение засыпать озеро землей (на его месте в дальнейшем образуется пруд).


Чуть позже парк становится местом проведения нескольких всероссийских выставок. Специально для этого его прихорашивают – в нем появляется фонтаны, новые аллеи, интересные элементы декорирования. Уже в советское время в парке Черное Озеро заливается каток (именно это событие дало толчок для образования в столице Татарстана своей собственной хоккейной команды).

Парк Черное Озеро сегодня

Во второй половине 20-го века в городе появилось множество новых улиц. По этой причине адрес Черного Озера в Казани несколько изменился – к главному его входу стала вести только отстроенная улица Лобачевского.

Сейчас один из самых живописных парков Казани стремительно развивается. В последнее время в нем появилось несколько аттракционов и достопримечательностей, которые привлекли к нему еще больше внимания. Одна из них - Арка Влюбленных.

Любопытные факты об Арке Влюбленных в Казани


Этот интереснейший архитектурный объект за время своего существования оброс большим количеством слухов и легенд. Предлагаем пролить луч света на самые интересные вопросы об Арке Влюбленных в Казани:

Она была построена в середине 1930-х гг.
Ее творцом является выдающийся скульптор Игорь Герасимов.
Необычная эллиптическая форма Арки Влюбленных, а также несколько других интересных решений делают ее одним из самых самобытных памятников архитектуры в Татарстане.
Главной особенностью Арки считается замечательный акустический эффект. Уже упомянутые выше конструктивные особенности способствуют тому, что даже если говорить шепотом во внутренние своды, то собеседник у другого основания Арки Влюбленных будет все чудесно слышать (по этой причине конструкцию еще часто называют Аркой Шепота или Аркой Вздохов).
Парк Черное озеро
Парк Черное озеро
Парк Черное озеро