Если оказаться в западной части Петергофского Нижнего парка, обязательно обратишь внимание на необычный памятник Петру Первому. И впрямь, нечасто удается увидеть изображение русского царя-реформатора с ребенком на руках.
И сентиментальность скульптора здесь не причем: памятник возвращает нас на три столетия назад, напоминая о любопытном историческом эпизоде, случившемся во время одной из зарубежных поездок царя.
Тогда, в 1717 году Петр Первый посетил Францию, движимый отнюдь не жаждой путешествий. Это был второй большой вояж русского царя в Западную Европу. Он приехал уже не как молодой бомбардир Петр Михайлов во времена Великого посольства, но как монарх укрепляющейся России с мудростью человека, разменявшего пятый десяток лет. Уже совсем скоро в Северной войне капитулирует Швеция, смирившись с выходом России к берегам Балтики. Отчасти именно это обстоятельство и мешало наладить диалог с Францией: предыдущий французский монарх Людовик Четырнадцатый, весьма последовательно отстаивавший линию союзнических обязательств со Швецией, вежливо отказывал Петру в приеме. Однако кончина престарелого «короля-солнце» и восшествие на трон его правнука Людовика Пятнадцатого при регентстве Филиппа Второго, герцога Орлеанского, изменила ситуацию, позволив начать соответствующий диалог на уровне монархов.
Русскому царю предстояли переговоры относительно возможного союза между Россией и Францией, а также о браке между юным королем и принцессой Елизаветой (будущая Елизавета Петровна). В конечном счете, ни то, ни другое не удалось воплотить в реальность, однако русскому царю и его свите был оказан торжественный прием.
10 апреля 1717 года, посетив Дюнкерк, Петр Первый вступил на французскую землю. Однако первая встреча с юным французским королем состоялась лишь 29 апреля. Именно в этот день семилетний монарх в сопровождении своего наставника маршала Вильруа нанес визит Петру Первому. Как сообщают хроники, Петр встретил Людовика у кареты. Обменявшись коротким приветствием, царь взял короля за руку, уступив ему почетную правую сторону, и повел его во внутренние покои, где для них были приготовлены одинаковые кресла для беседы. Однако дальше случилось непредвиденное. Отклонившись от требований этикета, в порыве эмоций Петр нарушил заранее установленный церемониал. Как писал герцог Сен-Симон, «было удивительно видеть, как царь берет короля на руки, поднимает и целует, и король при его малолетстве, притом совершенно к этому не подготовленный, ничуть не испугался». Похожая сцена повторилась и на следующий день, когда Петр Первый нанес ответный визит юному монарху.
Со временем были позабыты официальные результаты французского визита Петра Первого, хотя его итогами стало подписание трехстороннего договора между Францией, Россией и Пруссией, по которому Франция соглашалась признать условия предстоящего русско-шведского мирного договора и отказывалась от продления своего союза со Швецией. Кроме того, в августе 1717 года между Россией и Францией были установлены регулярные дипломатические отношения. Но эти официальные итоги со временем оказались в тени необычного формата общения двух таких разных монархов. Почти через два столетия после описываемых событий сцену своеобразного «диалога» Петра и Людовика воплотил для Парижской выставки скульптор Леопольд Бернштам. Эта скульптура попалась на глаза гостившему в тот момент в Париже Николаю Второму. Последний российский монарх приобрел ее и повелел отлить в бронзе для установки в Петергофе. Скульптура была установлена на нынешней территории Нижнего парка, на небольшой площадке между корпусами петергофской Гранильной фабрики.
Уже позднее скульптура была перенесена к каскаду «Шахматная гора», а с 1936 года находилась в сквере на Советской площади Петродворца. К сожалению, подлинный памятник был утрачен в период фашистской оккупации.
Лишь спустя долгие годы, в сентябре 2005 года памятник был восстановлен в западной части Нижнего парка близ дворца Марли. Будучи довольно точной копией первоначальной скульптуры Бернштама, памятник увековечил необычный эпизод из зарубежной поездки русского царя, держащего на руках семилетнего царствовавшего представителя династии Бурбонов.
Так же на пересечнии аллей установлена бронзовая скульптура Петра I в полный рост на высоком гранитном постаменте. Голова гордо поднята. Пётр в униформе Преображенского полка, с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного, опоясан шарфом, с палашом в ножнах у левого бока, в треуголке и ботфортах. В левой руке зажата подзорная труба, откинутая правая рука опирается на трость.
В 1872 году М. М. Антокольский создал гипсовую скульптуру Петра I для Политехнической выставки в Москве, приуроченной к 200-й годовщине со дня рождения Петра. Скульптура, оригинал которой находится в Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, стала своего рода каноническим изображением Петра I. Позднее по этой модели был сделан ряд бронзовых отливок, использованных в качестве памятников, установленных в Таганроге , Санкт-Петербурге (два памятника, установленные в 1909 и 1910 годах; из них один утрачен), Архангельске , Шлиссельбурге.
Памятник в Петергофе сооружался по указанию императора Александра III. Статуя отлита в бронзе по модели М. М. Антокольского в 1872 году и привезена в Петергоф из Парижа, где тогда жил скульптор.
Изготовление гранитного постамента было передано в 1883 году петербургской мастерской. В 1884 году постамент из финского гранита весом 16 т был доставлен в Петергоф. Работами по сооружению памятника руководил архитектор Э. Л. Ган. Памятник был открыт 8 мая 1884 года. Высота скульптуры – 3 м, постамента – 3,1 м.
В годы Великой Отечественной войны статуя была похищена немецкими оккупантами. Новая отливка по авторской модели произведена на заводе «Монументскульптура» в 1957 году. В том же году скульптура была водружена на старый постамент. Восстановленный монумент входит в ансамбль Нижнего парка Государственного музея-заповедника «Петергоф» – памятника федерального значения. Воссозданная скульптура не имеет охранного статуса.