Мраморный дворец в Санкт-Петербурге — это архитектурный памятник XVIII века и действующий музей, где регулярно проходят выставки. Построен он был в период с 1768 по 1785 гг. по приказу императрицы Екатерины II. Архитектором Мраморного дворца является итальянец Антонио Ринальди.Дворец находится на Дворцовой набережной Невы.С 1992 года он является Филиалом Русского Музея.
Русский музей — один из самых больших музеев России и мира. Он был основан в 1895 году в здании бывшего Михайловского дворца.
Мраморный дворец получил своё название, поскольку в облицовке фасадов и отделке интерьеров впервые в России использовался природный камень — мрамор и гранит. Всего было применено 32 сорта — русский, греческий и итальянский, а также лазуритиз Забайкалья. Цвет отделочного камня был самый разный — белый и серебристый, все оттенки серого и розового, от синего до голубовато- и зеленовато-серого.
Над входом установлена надпись «Здание благодарности». Здание увенчано башенкой с часами. А по сторонам от башни — две фигуры:справа — «Верность» с печатью в руках, слева — «Щедрость» с рогом изобилия.
Во внутреннем дворе находится статуя императора Александра III работы скульптора П. Трубецкого. Ее установили здесь в 1994 году, ранее она находилась в фондах Русского музея.
Главные сокровища дворца — Мраморный зал и Парадная лестница. Их облик сохранился в наибольшей степени и лучше всего отражает эпоху Екатерины II.
По замыслу Ринальди художественная отделка Парадной лестницы Мраморного дворца должна была стать продолжением каменной отделки, начатой на фасадах здания.
В её оформлении применялся серый мрамор серебристых оттенков. Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется тем, что Екатерина II хотела придать парадным покоям мужественный и строгий облик.
В мраморных нишах установлены фигуры, олицетворяющие утро, день, вечер и ночь, и символизирующие детство, юность, зрелость, старость.
Главная комната дворца — Мраморный зал, сохранивший старинное каменное убранство XVIII века.
Антонио Ринальди умело сочетал оттенки розового и вишневого тивдийского (карельского) мрамора, желтовато-серого уральского, зелёного и жёлтого итальянского камня.
По периметру всего зала в арках над пилястрами первого яруса расположены круглые барельефы на тему «Жертвоприношение», придающие нынешнему двусветному залу изысканность и гармоничность. Старинные наборные двери украшены золоченой бронзой.
По преданию, в Мраморном дворце была устроена потайная дверь, через которую Екатерина II тайно уходила на встречи с Григорием Орловым.
В одной из легенд рассказывается, что в фундамент Мраморного дворца был замурован мраморный ящик с монетами.
Богато оформлена западная сторона зала. Композиции помещены в золочёные бронзовые рамы. Сверху и снизу — гирлянды с фигурами орлов и скрещенные ветви пальмы и дуба, высеченные из белого итальянского мрамора.
В Картинной галерее дворца собраны
постоянные экспозиции : коллекция известных немецких коллекционеров ,супругов Петер и Ирэна Людвиг из 118-и произведений современных художников Европы, Америки и России.
Это единственное собрание интернационального современного искусства с постоянной экспозицией в России.
Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских-экспонаты, подаренные Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими. Большая часть экспозиции — произведения станковой живописи XVIII–XX веков. В собрании :мебель, дорожные, напольные и каминные часы, выполненные часовыми мастерами Западной Европы и России XVIII–XIX веков.
Экспозиция «Константин Романов — поэт Серебряного века»,где представлены рабочий кабинет поэта и личные вещи внука императора Николая I.