ГлавнаяСТАТЬИАрхивМой родной крайМузей медицинского университета

Музей медицинского университета

3 июля 2019 - Лев Галаутдинов

Музей медицинского университета
15.02.2019

Посещение музея КГМУ стало очередным для наших участников. Не в последнюю очередь благодаря тому, что Казань не только третья столица, но центр университетской жизни Поволжского Федерального Округа.

Университетские музеи — это целый пласт истории и историй. И каждый из музеев обширен, многогранен и самобытен при описании событий прошлого. 

В этом мы в очередной раз убедились посетив главный музей КГМУ. История медицины началась с открытия факультета в Казанском университете. В 2014 году исполнилось 200 лет со дня его открытия. На протяжении всего этого времени непрерывно фиксировались достижения врачей и учёных сначала в архивах КФУ, а с 1930 года в обособленном институте медицины. Именно с 1930 года начинается история медицинского института и его главного музея. Сведения о борьбе за жизнь и здоровье людей настолько сильно впечатлили детей и взрослых, что мы, группа "Семейных экскурсий" надеемся на продолжение — знакомство со всеми одиннадцатью кафедральными музеями КГМУ.

В современных условиях засилья самой разной информации о поддержании здоровья, знать истоки врачебной научной мысли должен знать каждый. Изучение развития медицинской науки в КГМУ и прогресс каждого из факультетов должен стать приятным образовательным процессом и расширить кругозор юных гуманитариев и неравнодушных взрослых.

Экспозиция, которую мы посетили в этот день, представляет собой историю Казанского медицинского факультета и ее современный лик. Экскурсовод обратила наше внимание на макет анатомического театра, который является символом казанской медицины. Единственный и уникальный в своём роде он был задуман Бруном и доведён до завершения Лобачевским. Также Лобачевский лично подбирал, выбирал и собирал первоначальную библиотеку медицинского факультета.

Когда в старых здания Университета медикам стало тесно, было принято решение о выделении/ строительстве нового здания и новой клинике. 

Так появилось несколько клиник: урологическая клиника, груздевская, клиника кожных болезней, 1 детская (августинский-Долгорукова), сейчас Меньшикова.

На макете можно также увидеть новый учебный корпус и памятник погибшим медикам. Возле памятника — недостроенное новое здание музея. 

После макета мы начали знакомиться с подлинными музейными экспонатами в витринах.

Мы увидели коллекцию весов и приборы для лечения 19 века: 
— Маска для эфирного наркоза (Геладич первый приманил такую маску)

Далее в экспозиции наиболее запомнилось начало 20 века. Его видные представители, такие ученые как Лесгафт, Аристов (выходец из духовного сословия), следовали добровольному правилу — жертвовать деньги на нужды науки, профессор Виноградов помимо добровольных пожертвований, завещал свой дом для столовой студентам-медикам. Этому же правилу следовали в том числе члены семьи Алафузовых. 
Имя Профессора офтальмолога Адамюка стало нарицательным. Он создал первую клинику глазных болезней и разработал теорию развития глаукомы.

Мы задали вопрос почему была высока детская смертность в то время. Экскурсовод пояснила, что детей рождалось много и умирало много. Нехватка витаминов и отсутствие должной гигиены — вот основные причины смертности.

Далее в музее представлен стенд о студенческой жизни студентов-медиков. 

Есть старинные фотографии студентов. 
Письмо профессору Берви.

В рамках экскурсии мы узнали, что в 1893 году Бехтерева пригласили в Петербург, где он участвовал в разработке противочумного костюма. Разносторонняя личность профессора, тяга ко всему новому позволила ему во Франции научиться гипнозу, по возвращении он начал практику лечения гипнозом в Казани. 
Из экскурсии мы также узнали о курьёзном случае-скандале о Бехтереве (когда подопытна обезьяна скакала по зданиям и чем-то напоминала начальника округа).
В музее представлена отличная наглядная модель мозга, другая подобная хранится в ,, анатомическом театре,, на Университетской. 

Мы увидели фотографию первой группы студентов-медиков татар. Для татар и других национальностей все учебники были переведены на их национальные языки.
Страница первого из таких учебников представлена в экспозиции музея, предназначался для шакурд Мэдрасе. Интересна история появления учебника. Выполненный на татарском языке, он был написан не учёным или врачом, а смотрителем анатомического театра. 

Мы узнали о методе изучения крови профессора Гараева, который используют и сейчас.
Услышали знакомое имя профессора Вишневского и его методе местного наркоза.
Его ученик открыл метод новокаиновой блокады.
Вишневской работал до последнего вздоха. Будучи в годах и не имея возможность оперировать самостоятельно, руководил операциями — помогал хирургам, подсказывал что нужно и как делать. Среди выполненных таким образом операций были даже такие сложные, как пересадка кожи на лица.

В мед институте издавалась газета ,, Красный медик,, — ,, казанский медик,,.

В 1943 г учебное медицинское научное общество возобновило свою работу.

Во время ВОВ Казань была всесоюзным медицинским центром. В Казань были эвакуированы 42 медицинских ВУЗа. 
Был план, что все правительство переедет в Казань. Условия были тяжелейшими. Замерзала вода в кранах. Студенты занимались с 1 августа. Пол института было госпиталем.

В музее представлено подлинное рабочее место профессора психиатрии Курашева, аппарат Варбурга, достижения кардиолога Медведева.
При КГМУ проходит Конгресс по Земницкому, студенческие олимпиады.

На 1 этаже главного здания КГМУ расположен мемориальный кабинет ректора.
Напротив актового зала представлен интересный стенд, демонстрирующий приборы из всех дисциплин медицины.

Все студенты КГМУ проходят обязательную архивную практику. 

Также студенты ухаживают за могилами профессоров-медиков.

Рейтинг: 0 409 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!