Основание Челнинской пристани, при отсутствии других данных, можно отнести примерно к 1850 году. И связано это, прежде всего, с развитием пароходства и торговли различными товарами, прежде всего хлебом.
Развитие пароходства по Каме, быстрый рост количества судов способствовало увеличению значения Челнинской пристани. На Нижней Каме выделялось около 30 пристаней — с. Пьяный Бор, Икское Устье, Бережные Челны, Бетьки, Елабуга, Сокольи Горы, Омары, Чистополь, Мурзиха, Лаишев и др. Среди них важнейшими считались пристани в Бережных (Набережных) Челнах.
В начале XX века стоимость отправляемых грузов с Челнинской пристани оценивалась в 6110 тыс. руб. (для сравнения: из Чистополя — 5467, из Уфы — 6348, из Перми — 5243; с волжских пристаней: Тетюши — 3291, Кострома — 3833, Камышин — 6056 и т. д.).
Челнинская пристань выгодно отличалась от других тем, что здесь находился один из лучших затонов для зимовки судов. Он располагался напротив Бережных Челнов, у правого берега, за Тарловским островом. В нём одновременно могло зимовать до 45 судов.
Челнинская пристань была известна не только как грузовая пристань, но и как пассажирская. Для жителей Мензелинского и нескольких других уездов это был наиболее дешевый и доступный путь добраться до важнейших центров — Казани, Уфы и других городов.
Челнинская пристань, принимала пароходы, совершавшие рейсы между Казанью и Уфой.
Значительно возрос уровень комфорта для пассажиров. Пароходы были уже большей частью двухпалубные, освещались электричеством, имели паровое отопление.
Ещё один вопрос, касающийся Челнинской пристани — это переправа через р. Каму. Первое время она находилась в ведении Удельного ведомства и производилась с помощью парома. В марте 1876 г. она была передана земству.
Функционирование Челнинской пристани, несомненно, оказывало влияние на род занятий жителей Набережных Челнов. Так, по подворной переписи 1912—1913 г.г., основная численность населения Мысово-Челнинской волости была занята на строительстве барок и лодок, службе на пароходах, на перевозках.