Автор блога: | Диана Садыкова |
В национальной художественной галерее "Хазинэ" действует выставка "О Родине, о доблести и славе..." В первом зале представлены фотографии Евгения Кулешова. В них зафиксирована реконструкция сражений Отечественной войны 1812 года. В работах этого фотохудожника показана военная хроника. Фотографии ярко показывают жизнь русских и французских солдат той эпохи. Эта война с французами во главе с Наполеоном имела большое значение для русских, они одержали победу, вырос патриотический дух. Выставка посвящена людям, героическим поступкам и подвигам времен Отечественной войны 1812 года. В другом зале экспозиции представлены известные картины, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописи, карты и так далее. Екатерина II, картина написана в 1779 году Собор святых Петра и Павла в Казани, 1845 г. В экспозиции представлены медальоны графа Ф.П.Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813–1814 годов, фарфоровые изделия, украшенные военными атрибутами, портретами героев войны, изображениями батальных сцен. Выставка будет работать до 29 марта.
Диана Садыкова
31 января 2020
+12
536
12 комментариев
казань, выставки
|
Сегодня я в составе команды 4-классников Нурлатской гимназии приняла участие в районном конкурсе для начальных классов "Эрудит", и мы, заработав 39 баллов, завоевали первое место! Наша команда называлась "Умные совята". А конкурсе приняли участие 9 команд из городских и деревенских школ. Мы соревновались в интеллектуальном марафоне, вопросы были на смекалку и быстрое реагирование. Например, вы как ответите, без чего нельзя построить дом? Или на каких полях не растет трава? |
В поселке городского типа Алексеевское возле музея я увидела вот такую скульптуру и не смогла пройти мимо. Члены поискового отряда "Звезда" под началом руководителя Владислава Осянина из своих экспедиций привозили фрагменты оружия, экипировки, орудий труда, и, таким образом, образовали вот такую единую скульптуру. Почему-то я представила советского воина в каске, идущего через препятствия, боль и кровоточащие раны, но не сломленного. Это - память о подвиге наших солдат, которые положили головы за нашу мирную жизнь! Вечная им слава! |
Это - памятник правителю Биляра Алмушу (903-931 гг.). В одном из своих предыдущих блогов я рассказывала, что на территории нынешнего села Билярска в 10-13 веках располагался большой город, который некоторое время был и столицей Волжской Булгарии. В Билярском государственном историко-археологическом музее можно проследить всю историю города, а также познакомиться с археологическими экспонатами. Кстати, многими поколениями ученых на территории Алексеевского района обнаружено около 500 археологических памятников, начиная с эпохи каменного века до позднего средневековья. Некоторые из них являются уникальными. Билярский археологический музей был создан в 1977 году по инициативе профессора А.Х. Халикова. Он был размещен в 2-х этажном здании конца ХIХ века. На втором этаже была построена музейная экспозиция, где были представлены археологические материалы из раскопок Билярской археологической экспедиции и предметы историко-бытового характера. До наших времен даже дошел строительный кирпич из Биляра. Это фрагмент от построек, датируется 11-начало 13 вв. Жернова, тоже 11-13 вв. В музее представлены реконструкции сооружений тех времен. Например, жилой дом знатного горожанина (11-12 вв.). Здесь можно познакомиться и особенностями костюмов булгар. Например, вот так одевались купцы в 12 веке в Волжкой Булгарии. А это - женский костюм 9-10 века. Реконструкция по материалам Больше-Тиганского могильника. Здесь хранится богатая коллекция билярских древностей. Например, металлическая обложка книги, инкрустированная драгоценными камнями, бронзовый замок в виде барса, имеющий на боку красивую надпись с благопожеланиями на арабском языке с именем мастера, золотое и серебряное трехбусинное височное кольцо с фигуркой водоплавающей птицы в центре и многие другие предметы. Также на стендах представлена полная информация об исследователях и археологах, которые изучали Билярское городище (про них я уже писала, поэтому повторяться не буду). Сейчас музей находится на территории "Святого ключа". |
В национальной художественной галерее "Хазинэ" г. Казань действует выставка картин известного казанского художника, заслуженного деятеля искусств, лауреата госпремии имени Г.Тукая Рустема Кильдибекова. Рустем Кильдибеков пробовал себя в разных видах искусства. В монументальном – это оформление фасада гостиницы «Волга», росписи в интерьере здания пригородного вокзала, банкетного зала гостиницы «Татарстан», оформление нового здания Татарского академического театра имени Г. Камала и др. Рустем Кильдибеков в соавторстве с женой Марией Кильдибековой создавал гобелены. До них в Татарстане не существовало этого вида декоративно-прикладного искусства. Кильдибековы вместе выработали для татарского искусства этот вид творчества. Темы народных праздников, сказок и обрядов, сюжеты из жизни и истории воплотились в великолепных гобеленовых композициях, которые украсили значимые общественные здания города. Вот этот гобелен - "Сююмбике с Утямышем": Выставка продлится до 16 февраля. |
Музейная экспозиция, посвященная известному химику Александру Михайловичу Бутлерову (1828-1886), занимает один зал в доме-музее Арбузова в Билярске. Бутлеров - уроженец села Бутлеровка ныне Алексеевского района (сейчас этого населенного пункта уже не существует). Отец Бутлерова был помещиком, жили в достатке. Мама умерла в возрасте 19 лет, через 4 дня после рождения сына. В музее очень много экспонатов из семейного архива, несмотря на то, что имение в Бутлеровке сгорела после смерти самого химика, жена с детьми уехали жить в Казань (там у них было жилье). В музее большое место занимают материалы о его ученой деятельности в Казани и Санкт-Петербурге, учителях, известных химиках Николае Зинине, Карле Клаусе, Николае Лобачевском. Они сыграли большую роль в становлении Бутлерова как великого ученого. Бутлеров был очень талантливым и многогранным человеком: кроме ведения научной работы, он читал лекции по физике, химии и физической географии в университете, участвовал в работе Казанского экономического общества, публиковал статьи по ботанике, цветоводству, сельскому хозяйству. Александр Бутлеров был известен не только как незаурядный химик, но и как талантливый ботаник. Он проводил разнообразные опыты в своих оранжереях в Казани и в Бутлеровке, писал статьи по проблемам садоводства, цветоводства и земледелия. С редкостным терпением и любовью наблюдал он за развитием нежных камелий, пышных роз, выводил новые сорта цветов. Уходя домой, он никогда не забывал срезать лучшие цветы для жены. Лечил местных крестьян. В округе шла добрая молва о славном докторе и любимце крестьян. Собирал бабочек, у него была своя коллекция, писал даже диссертацию на эту тему. Через всю жизнь Бутлеров пронес еще одну страсть — пчеловодство. В своем имении он организовал образцовую пасеку, а в последние годы жизни настоящую школу для крестьян-пчеловодов. Своей книгой «Пчела, ее жизнь и правила толкового пчеловодства» Бутлеров гордился едва ли не больше, чем научными работами. До наших дней дошел улей из его поместья. Судьба Александра Михайловича Бутлерова как ученого сложилась удачно. Его работы при жизни получили полное признание и в России, и за рубежом. Современники отмечали большое обаяние личности Бутлерова, его разностороннюю талантливость, широту взглядов и интересов, открытый, общительный характер, добродушие, деликатное и снисходительное отношение к ученикам. Смолоду Бутлеров отличался крепким здоровьем и большой физической силой — кочерга, изогнутая им в виде буквы «б», долго хранилась в химической лаборатории в Казани. Но интенсивная научная работа и общественная деятельность подорвали силы Бутлерова — он неожиданно для окружающих скончался в своем имении. Александр Бутлеров был похоронен в фамильной часовне (об этом я уже рассказывала в одном из блогов). |
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» (г.Казань) действует экспозиция древнерусского иконописного искусства XVI – XIX вв. "Под сенью Святой Троицы" из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В экспозиции представлено более 40 уникальных произведений, иллюстрирующих развитие русской иконописи. Особое внимание уделено иконографии Казанской иконы Божией Матери. Можно увидеть уникальную икону «Богоматерь Казанская». В зале представлены два образа Богоматери. Одна из них – «Богоматерь Казанская, с чудесами», где в клеймах рассказывается о событиях обретения и прославления явленной чудотворной иконы Богоматери. |
На вершине горы "Хуҗалар тавы" расположен монумент, который носит название "Черный камень" (или "Камень желаний"). Чтобы добраться до него, необходимо проделать не маленький путь, который включает в себя 444 ступеньки. Лестница начинается со "Святого источника" и ведет прямо к Камню. "Черный камень" представляет из себя арку с шестью столбцами и крышей, внутри которого расположился граненный камень весом около тонны. На самом камне выбиты различные надписи: пожелания гостей удачи, здоровья, любви. Сегодня писать на камне запрещено. Но есть своеобразная традиция: нужно семь раз по часовой стрелке обойти камень, приложить ладони и загадать желание. Мое пока не исполнилось. |
Я очень люблю посещать дома-музеи, потому что в них отражена вся жизнь и деятельность известных людей, кому они посвящены, можно увидеть их предметы, рукописи, фотографии. Это как будто возвращаешься в те годы, когда они жили, творили, работали, соприкасаешься с историей их семьи. Дом-музей академика А.Е Арбузова в Билярске особенно меня поразил. Во-первых, это - настоящий дом помещиков Арбузовых (19 век), который перевезен из д. Арбузов-Баран, где и родился будущий химик. Музей посвящен династии знаменитых химиков, исследователей фосфороорганических соединений Арбузовых, отца и сына – Александра Ерминингельдовича и Бориса Александровича, много лет отдавших Казанскому университету. Экспонаты, посвященные Арбузовым, занимают одну комнату в доме. Они очень разнообразные. Главное из них - лабораторный стол Александра Ерминингельдовича и его тетрадь с формулами. Это - его фотоувеличитель и "орудия" труда каждого химика - колбочки, бутыли. Даже сохранился лабораторный стул... ...и стеклодувный стол из лаборатории Арбузова (с газовой горелкой). Не менее интересны его рабочий стол и многочисленные труды. Половину экспонатов занимают предметы быта, перевезенные из его дома и личные вещи химика. Например, вот этот тазик для варенья. Почему он плоский сразу спросили мы у экскурсовода Миляуши Нуховны. Оказалось, что тогда варенье считалось деликатесом и его варили очень мало, соответственно, кушали маленькими порциями по большим праздникам. Арбузовы хоть и помещики, но были обедневшими. Из личных вещей - лыжи, бумажник, пенал, шкатулка, футляры для очков, термометр, фотоаппарат, запонки и многочисленные открытки, письма, конверты. Ему приходило много писем и он на все отвечал лично. А это - Миляуша Нуховна, она провела нам отличную экскурсию, рассказала много интересных фактов о жизни и семье Арбузовых. Большое ей спасибо за это! А в конце свои впечатления от музея я оставила в книге отзывов. Кстати, во дворе музея размещены надгробные плиты родственников академика Арбузова, которые жили в конце 18-начале 19 веков. |
Мы все знаем и слышали о Пизанской башне в Италии, в нашем Татарстане тоже есть своя падающая башня - это башня Сююмбике, на сегодняшний день ее отклонение от шпиля составляет почти 2 метра. Ее общая высота - 58 метров. Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года). Не существует исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось, так как они были утеряны во время взятия Казани. Башня расположена внутри Казанского Кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности. Фундамент башни покоится на дубовых сваях. Стены кирпичные, на известковом растворе. Полагается, что башня была частью подзорнаго Дворца татарской царицы Сююмбеки. Первоначально в татарском языке башня именовалась «Хан-джами» или «Хан Мэчете» (то есть «Ханская мечеть»). Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования. По одной из них башня построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году. По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней (символизирующих семь её ярусов) после взятия Казани в 1552 году по условию-просьбе царицы Сююмбике, которая сбросилась с седьмого яруса. В одной из версий этой легенды русский царь предложил взять её замуж. |