Автор блога: | Амира Трофимова |
Здание было построено в конце ХIХ — начале XX в. Это было одно из крупных богословских учебных заведений региона в начале XX века.
В нем училось более 400 шакирдов, руководили медресе приходские имамы. Священнослужителем прихода в середине ХIХ в. был Мубаракша Яруллин, утвержденный в 1864 году. Здание медресе построено по типу татарского жилого дома с сенями в центре и двумя большими, хорошо освещенными классами по сторонам от них. В оформлении фасадов сочетаются элементы архитектуры классицизма и татарского народного зодчества. В музее представлены подлинные предметы из истории медресе: портфель и тетради шакирдов, бөти (молитва-оберег), книги из библиотеки Габдрахмана Мухамедова — имам-хатипа махалли с. Сатышево и старшего мудариса медресе. Также среди экспонатов — документы, учебники, личные вещи учеников, преподавателей, жителей с. Сатышево. Современные мультимедийные технологии (проекторы, компьютерные планшеты, интерактивный экран, сенсорный интерактивный стол) позволяют посетителям осуществить новый, отличный от традиционного подход к зрительному и информационному восприятию экспозиции. В фонде — 117 единиц хранения. Из них 37 экспонатов — в основном фонде, 80 экспонатов — во вспомогательном фонде.
Амира Трофимова
23 ноября 2022
+4
287
4 комментария
медресе
|
Родился 28 октября 1928 в деревне Мингер, Татарская АССР, РСФСР, СССР (ныне - Сабинский район Татарстана).
Семилетнюю школу заканчивает в деревне Тимиршик, потом некоторое время работает в колхозе. Весной 1945 года поступает в Казанское театральное училище и в 1949 году успешно его заканчивает. С 1949 года работает в Татарском государственном академическом театре им.Г.Камала. Значительной вехой в творческой судьбе стал спектакль "Тополек мой в красной косынке", поставленный в 1965 году. Не случайно за эту роль он получил звание лауреата Государственной премии им.Г.Тукая РТ. Сыграл он невероятно много - больше ста ролей, разных - и больших, и маленьких. И все же на долгие годы коронной ролью артиста Ш.Биктимерова остается сыгранная им роль Альмандара в пьесе Туфана Миннуллина "Старик из деревни Альдермеш". Образ старика из народа - мудрого, душевного, жизнестойкого и жизнелюбивого, бесконечно влюбленного в родную землю. За эту роль ему присуждена Государственная премия РФ им.К.Станиславского. Заслуженный артист ТАССР (1960). Народный артист ТАССР (1968). Народный артист РСФСР (1970). Народный артист СССР (1977). Ушел из жизни 28 мая 2012 года в Казани. Сейчас работает музей им. Биктимерова, где собраны фотографии, его личные вещи, вещи быта, одежда, даже сохранились распечатки сценариев с его ролями. |
Одним из основных источников силы нашей армии была связь тыла с фронтом. Оттуда отправлялось оружие, боеприпасы, снаряды и продовольствие. Во всех уголках нашей страны шла перестройка промышленных предприятий на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.
Эвакуация промышленных предприятий из прифронтовых территорий в восточные районы страны - в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию - преследовала цель создать здесь главный арсенал страны для нужд фронта. Она проводилась по единому плану и сразу же приобрела колоссальные масштабы. Задача состояла в том, чтобы в кратчайшие сроки перевести на восток страны значительное число крупных предприятий и индустриальных гигантов вместе с их трудовыми коллективами. Нелегко было наладить производство на эвакуированных заводах, но люди отдавали этому все свои силы, чтобы внести весомый вклад своим трудом в победу над врагом. В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны. Наши люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы, поэтому каждый их них стремился работать не покладая рук, невзирая ни на какие трудности. Инициативы рабочих и инженерно-технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств. В те тяжелые, трудные для страны годы отменялись отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней. |
Помещение выбрано не случайно — это бывшая коммунальная квартира на 20 человек площадью около 200 кв.м. в доме, построенном в середине ХIХ в. Настоящие кирпичные стены, старая проводка, «те самые» выключатели, чугунные батареи. Открытие состоялось в конце августа 2011 года выставкой «Советская школа». Проект носит истинно народный характер. В его создании приняли участие многие жители Казани, различных возрастных групп и разного социального положения: от подростков до пенсионеров, от безработного до мэра. Музей, посвященный жизни в СССР в 1970–80-х годах, с коллекцией игрушек, одежды и музыкальной атрибутики. |
В судьбах народов и государств немало событий, которые изменили мир. Но история не знала более глобального, разрушительного и кровопролитного столкновения, чем война, которую пришлось вести советскому народу против нацистской Германии. 1418 дней и ночей продолжалась яростная схватка с ненавистным врагом, прежде чем четырехлетняя борьба с фашизмом увенчалась Победой.
Из Сабинского муниципального района Республики Татарстан в годы ВОВ на фронт ушли более 12 тыс. человек, 6266 из которых не вернулись. Четверым сабинцам были присвоены звания Героев Советского Союза (Башкиров И.С., Закиров Г.З.,Хабибуллин З.Х.,Хазиев В.Х.), двое стали полными кавалерами ордена Славы (Мотыгуллин Г.М. и Тимергалиев К.Т.). В годы войны в район было эвакуировано 3346 человек, в том числе 1247 детей. |
МБУ «Сабинский централизованный краеведческий музей» (Районный краеведческий музей) был основан 14 мая 1993 г.
Основной профиль музея историко-краеведческий. Экспозиции музея посвящены важнейшим этапам в жизни Сабинского района. В настоящее время в фондах музея хранится около 3000 экспонатов. Ежегодно музей посещают свыше 3300 человек. Наиболее ценные экспонаты, находящиеся в музее: кости мамонта, коллекция солдатских писем, копии наградных листов участников ВОВ, коллекция археологических находок, коллекция денежных знаков, скульптурные изображения Г. Тукая и его современников (автор К. Замитов), личные вещи кавалера ордена Славы трех степеней – снайпера Абдуллы Мотыгуллина, личные вещи Героя Советского Союза Вали Хазиева, фронтовые подшивка газет «Алга дошман өстенә» 1942-1943г. на татарском языке, и т.д. Деятельность Районного краеведческого музея осуществляется по трем направлениям: собирательская, исследовательская, культурно-просветительская. |
Первый памятник Федору Шаляпину был установлен в Казани, родном городе известного певца.Торжественное открытие монумента на улице Баумана состоялось в 1999 году и было приурочено к 125-летию со дня рождения Шаляпина.
Скульптура изображает Шаляпина в 1922 году, в момент отъезда из родного города и страны в целом. Его фигура динамична, кажется, будто певец сейчас сдвинется с места и пойдет вперед. Шаляпин смотрит назад, оглядывается на Казань в последний раз. Появление памятника инициировало Общество любителей Ф. И. Шаляпина, которое функционирует на базе Литературно-мемориального музея Горького. Появлению монумента предшествовал конкурс на лучший проект, которым была признана работа московского скульптора Андрея Балашова. Внучка певца призналась: автору удалось точно передать сходство с ее дедом. Отдельная заслуга Балашова в том, что ему удалось идеально вписать памятник в окружающий его архитектурный ансамбль. Монумент установили неподалеку от Богоявленского собора, в котором Шаляпина крестили, и гостиницы «Шаляпин Палас». В церкви сейчас располагаются музей, посвященный творчеству легендарного певца и капелла, которая носит его имя. |
В марте 2015 года в Казани открылся первый в России музей, посвященный советскому детству. Тема советского прошлого вообще очень популярна в столице Татарстана (музей советских игровых автоматов). Люди, которые родились в России, вряд ли в полной мере смогут оценить экспозицию, а вот те, кто жил в советском союзе, однозначно не уйдут отсюда равнодушными. Экспозиция музея расположилась на двух этажах. На первом основную часть занимает самая обыкновенная советская школа: деревянные парты, вымпелы с изображением Ленина, советские буквари и другие приятные мелочи, которые помнит каждый советский школьник. Грамоты, вымпелы, красные галстуки и горны. Кажется, что в музее советского детства есть абсолютно всё. Музей интерактивный, поэтому почти всё можно потрогать, мерить и фотографироваться сколько душе угодно. На втором этаже находится главная фишка музея счастливого детства — лабиринт жизни. Его идея заключается в том, что человек, родившийся в 70-80-е видит всё своё советское детство от сада до института. |
Колокольня Богоявленского собора – исторический памятник в центре Казани
Колокольня Богоявленского собора – это уникальное сооружение на главной улице города, видимое почти со всех точек центральной Казани. Уже более века она гордо возвышается над старинными домами дореволюционной архитектуры. Колокольня имеет большое религиозное и историческое значение как для жителей города, так и для людей, живущих за пределами столицы. Высота Колокольни Богоявленского собора – 74 метра. На данный момент внутри находится 14 колоколов. На строительство, в целом, ушло около 60 тысяч рублей, что по меркам 19 века было довольно внушительной суммой. На первом этаже ранее находились специальные помещения для переговоров со старообрядцами, на втором – освящённый храм. На Колокольне Богоявленского собора Казани в 2016 году была восстановлена смотровая площадка. Ныне она ежедневно открыта посетителям. Архитектурный проект сочетает в себе элементы классический древнерусских мотивов и модернистские геометрические формы. Такое сочетание ярко заметно во внешнем виде колокольни. Красный кирпич, белый камень, необычные резные узоры, арки создают неповторимый образ уникального исторического объекта. |
Покровская церковь, которой в прошлом году исполнилось 250 лет, признана объектом культурного наследия регионального значения и взята под охрану государства.
Интересно, что письмо с ходатайством признать здание памятником отправил в Комитет РТ по охране объектов культурного наследия еще покойный митрополит Феофан. Государственная историко-культурная экспертиза подтвердила, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1771 году. Здание является градостроительной доминантой центральной части Тюлячей, формирует его архитектурный облик и прекрасно просматривается при въезде в населенный пункт со стороны Казани. Сам храм полностью не сохранился. Поскольку в советское время «верх» — часть колокольни и купол с маковками — были снесены, то их пришлось надстраивать. Современные формы светового четверика с барабаном и три яруса колокольни (по историческим описаниям их было два) не идентичны первоначальному облику, но в целом, здание «с композиционной и градостроительной точки зрения соответствует историческим характеристикам и функциональному содержанию», отмечено в акте экспертизы. |