Мемориальный музей Бориса Пастернака был открыт в 1990 году. Его основная экспозиция развернута в квартире, где жил поэт в годы эвакуации в Чистополе с 18 октября 1941 года по 25 июня 1943 года. В городе этот небольшой особняк значится как памятник истории и архитектуры конца XIX – начала XX вв. В этом скромном, в три окна двухэтажном доме во время войны жила семья Вавиловых, которая занимала на втором этаже большую комнату, а в маленькой – квартировал Пастернак. Об этом доме у Бориса Леонидовича сохранилось замечательное стихотворение:
Когда я с честью пронесу
Несчастий бремя,
Означится, как свет в лесу,
Иное время.
И я по множеству примет
Свой дом узнаю.
Вот верх и дверь в мой кабинет,
Вторая с краю.
Вот спуск, вот лестничный настил,
Подъём, перила,
Где я так много мыслей скрыл
В тот век бескрылый.
1958 год
СЧАСТЛИВОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО
Трудно поверить, но еще совсем недавно о перспективах «Камских Афин» (так Чистополь назвал немецкий писатель Гуго Гупперт, один из тех, кто нашел в Татарии надежное пристанище в годы Великой Отечественной войны) говорили, мягко скажем, со скепсисом. Лет пять назад работникам музея Пастернака приходилось отстаивать здание, в котором он располагался.
Дело в том, что до того момента пять квартир в дворовой части дома №81 на улице Ленина занимали… жильцы.
Отселение случилось неожиданно. Оно стало возможным после визита в Чистополь на тот момент председателя Счетной палаты России Сергея Степашина. Заглянув в музей, он был настолько тронут его духовным потенциалом и обстановкой, что незамедлительно предложил лично от себя помощь.
Сергей Вадимович с ходу попросил подготовить смету необходимых расходов для расселения жильцов-соседей. Последующие события развивались с курьерской скоростью – уже через месяц-другой это произошло.
Но на освободившихся площадях нужно было сделать ремонт. И эту не менее ответственную задачу пообещал решить и решил Премьер-министр Ильдар Халиков – большой поклонник творчества Пастернака.