Эссе
о посещение выставки под названием «В гостях у татар»
Музей – это загадочный мир, в котором царит особая атмосфера. Он позволяет забыть обо всем происходящем в мире, перенестись в другое пространство, наслаждаться его волшебными явлениями и постигать «великую тайну» искусства. Мы с родителями регулярно посещаем музеи и выставки. В этом году мне посчастливилось побывать на необычной выставке в городе Елабуга. В музее современного этноискусства организована экспозиция «В гостях у татар» из собственных фондов. Основу экспозиции составляют 354 предмета XIX–XXI веков из фондового собрания ЕГМЗ: женские костюмы и элементы одежды с богатой вышивкой, предметы быта, орудия труда, посуда, мебель и музыкальные инструменты. Из ювелирных украшений широко представлены накосники, воротниковые подвески, перевязь, серьги, браслеты.
Татарский народ занимает по численности второе место в Российской Федерации после русских. Это особенный этнос со своей яркой и удивительно древней историей, со своими традициями и культурными ценностями. На сегодняшний день общая численность татарского населения составляет 6 миллионов 790 тысяч человек, из них почти 5,5 миллиона проживает на территории Российской Федерации. Основной язык этнической группы – татарский. В нем выделяют три основных диалектических направления – восточный (сибирско-татарский), западный (мишарский) и средний (казанско-татарский). Выделяют также следующие субэтносы: казанские татары, астраханские, сибирские, татары-мишари, ксимовские, кряшены, пермские, польско-литовские, чепецкие, тептяри.
На выставке можно узнать о письменной традиции, уходящей к древнетюркским истокам 7-9 вв., когда существовали орхоно-енисейские письмена, которые использовались в Волжской Болгарии, а когда был принят ислам, тогда перешли на арабское письмо. Письменность на основе арабской графики использовалась до 1927 года, потом перешли на латиницу, ну и уже на шрифт, созданный на основе кириллицы (используется в настоящее время).
Здесь же несколько работ татарских художников. Каждая из них - маленький кусочек большой любви автора к своему народу, культуре, истории. Картины висят в каждом зале.
В следующем зале знакомимся с жилищем татар. Здесь представлены фрагменты помещений, есть даже окно с традиционными деревянными наличниками (об этом ниже). Убранство татарского дома отличает обилие ярких деталей: занавеси, подзоны вдоль стен, вышитые салфетки и подушки, молитвенные коврики (намазлык), домотканые дорожки. Представлен красивый деревянный сундук, обитый железом. Такой обязательно стоял в доме татарской семьи. Здесь хранились украшения и одежда, копилось приданое невесты. Отлично вписалась в эту часть экспозиции картина художника Ильнура Сиразиева "У дома родного".
Витрина в центре зала погружает нас в яркий праздничный мир женского татарского костюма второй половины XIX века - начала ХХ-го. Национальный костюм – сложный комплекс, состоящий из домотканой рубахи, широких штанов, верхней одежды, головного убора, обуви и украшений. Согласно поверьям, душа умершего покидала тело через отверстия и дыры на одежде – этим элементам татары уделяли особое внимание. Вырезы обрабатывали специальными узорами, ткань покрывали орнаментом-оберегом.
Особое внимание уделяли головному убору, который называется "калфак". Калфаки были разные, сначала от больших крупных, которые надевались на всю голову, богато расшивались жемчугом, речными ракушками, золотой нитью, но постепенно, с течением того, как мода менялась, калфак становился всё меньше, и в итоге к началу ХХ века приобрел символическое значение.
В косы вплетали звонкие "чулпы", через плечо надевали расшитые камнями и монетами "хасите", на каждую руку – по браслету. Татарки верили, что это помогает сохранить привязанность мужа. Вырез платья женщины украшали "изю" нагрудником, вес которого мог достигать до 6 килограммов. В этой части выставки можно познакомиться и с большим количеством изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Заметно выделяются образцы традиционной татарской кожаной узорной мозаики: обувь, сшитая из цветной кожи — знаменитые сапожки-ичиги и тапочки с мягкой и жёсткой подошвой, а также подушки и панно с растительным орнаментом. Подобный орнамент украшает огромное количество изделий, и основным его мотивом является тюльпан — один из первых весенних цветов.
Праздники и обряды - им посвящён следующий раздел. Например, здесь можно познакомиться со свадебными традициями. Переезд молодой в дом мужа у татар проводился, как правило, летом. Встречали молодожёнов не только родственники, но и многие односельчане. Свекровь стелила под ноги невестке подушку, одаривая девушку добрыми пожеланиями.
Так же представлена картины с изображением праздника Сабантуй, который отмечали по окончании весенних полевых работ широкими гуляниями. Этот древний праздник плодородия и благополучия уже давно известен за пределами Татарстана и стал праздником дружбы народов в 58 регионах России и 30 странах мира.
Самый вкусный раздел выставки - "Татарская кухня". Здесь на столе традиционные блюда татарского народа: чак-чак, бавырсак, кош теле. И конечно же самовар.
А следующий раздел экспозиции - "Творчество татар". Здесь объединены народные песни и музыка, традиционные промыслы и ремёсла. Давайте рассмотрим витрины. В татарских домах и в мечетях можно увидеть красиво выполненные каллиграфические работы - шамаили. Это своеобразный феномен мусульманской культуры.
Последний раздел - самый загадочный. Здесь живут герои татарских сказок, легенд и поверий. Красочным фоном для предметного ряда служат работы современных российских художников, появившиеся в результате международных арт-симпозиумов в Елабуге. Они изображают обряды и обычаи татар, сюжеты из народного эпоса, воспоминания о детстве и малой родине, достопримечательности Татарстана. Целый раздел связан с одним из главных персонажей поэмы известного писателя Габдуллы Тукая «Шурале».
Я очень рекомендую вам посетить эту выставку. Эта хорошая возможность узнать историю своего народа и прикоснуться к прошлому.
Музей - отличное место, которое несет огромную историческую и культурную значимость для всего человечества. Он позволяет нам помнить о том, какими мы были когда-то. А главное, не только помнить, но и увидеть часть истории собственными глазами.