| Автор блога: | Рамазан Хайрутдинов |
|
В 2015 году в Елабуге состоялось открытие мемориальной стелы, посвященной труженикам тыла.На ней высечены имена 10-ти человек, чей труд был отмечен высокими государственными наградами в годы войны: орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».
Этот памятник — символ нашего уважения и признательности тем людям,кто своим трудом приблежал день Победы. Труженики тыла совершили настоящий подвиг.Женщины и дети сменили мужчин на заводах , обеспечивая фронт всем необходимым. В годы войны в городе и районе трудилось около 20 тысяч человек, которые внесли неоценимый вклад в победу над врагом.
Рамазан Хайрутдинов
27 ноября 2024
0
100
Нет комментариев
|
|
Художник Илья Максимов, кряшен по происхождению, пишет в реалистической манере русской и советской художественных школ. В его работах можно увидеть тихие улочки Елабуги, натюрморты и пейзажи. Но с особой теплотой он пишет картины о малой родине, о кряшенах и их традициях. В них отражается душа, судьба и история его народа.
|
|
Думбра (думбыра) — татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Это традиционный инструмент певцов-сказителей.
Думбра представляет собой двух-трёхструнный хордофон длиной 80–100 см. Корпус грушевидной или лопатообразной формы изготавливался путём долбления деревянной заготовки с последующим натягиванием на неё кожи или приклеиванием тонкой сосновой дощечки, игравших роль резонатора. Кубыз-инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра. Его сравнивают с лебедем — на эту птицу он похож и своей формой, и своим звуком, напоминающим лебединый крик. Также в звуках кобыза слышен человеческий голос — печальный и плачевный. |
|
Калфак — традиционный татарский девичий, а позже и женский головной убор. В том или ином виде был распространён среди всех групп татар, однако мягкий, надеваемый прямо на голову калфак является оригинальным головным убором казанских татар.
Первоначально калфак был исключительно девичьим головным убором и выполнял функцию волосника, призванного в первую очередь собрать и закрыть волосы незамужней девушки. Такие калфаки были преимущественно вязаными, в форме длинного колпака, а для их крепления и украшения служила декоративная налобная повязка ука-чачак. Калфак мог достигать длины 70 см, и его конец носили откинутым назад или набок. Во второй половине XIX века калфак стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жёсткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). 2 В начале XX века калфак сильно уменьшился в размерах, иногда до размеров небольшой шапочки шириной в 8–10 см, которую невозможно было надеть на голову, и её прикалывали к волосам. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма. |
|
По обычаю сундуки составляли непременную часть приданого невесты. Помимо основного назначения — хранения одежды, тканей и других ценных вещей – сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями.
В избах богатых татар сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга. А у вашей бабушки был такой? |
|
Представлен комплекс богатого праздничного женского костюма начала и середины XIX века. Костюм горожанки отличается изысканностью. Он состоит из головного убора (калфак), платья, жилета и ювелирных украшений: накосник, воротниковая застежка и др. Все это дополнялось браслетами и серьгами.
Такие наряды конечно же, не на каждый день, да и далеко не каждая себе его могла позволить. Через костюм можно было продемонстрировать статус, социальное положение, возраст, эстетический вкус, характер и многое другое. Наиболее ярко этническая принадлежность прослеживается в женских костюмах. |
|
В экспозиции "В гостях у татар" можно увидеть костюмы этнических групп данного народа. Один из них - костюм астраханской татарки. Отметим, что сами астраханские татары делятстя на юртовских, кундровских татар и карагашей. Карагашки носили оригинальную халатообразную верхнюю одежду с широкими рукавами (каптал). Астраханские татары тесно общались с татарами Поволжья, что также сказалось на костюме. Жительницы города на рубеже XIX–XX вв. надевали узорные сапожки казанской работы (ичиги), головные уборы казанских татар – бархатные калфаки. Покрывало-кимешек, которое в обиходе у казахов и киргизов, входило в свадебный комплект и дополнялось многочисленными украшениями. Вот такое "ассорти" представляет из себя костюм Астраханской татарки.
|
|
В экспозиции "В гостях у татар" есть замечательный элемент татарского женского костюма- нательный нагрудник. Он закрывал вырез на женской рубахе- кульмек.
Кукрэкче шили из четырехугольного куска хлопковой или льняной ткани примерно 20х30 или 25х40 см со скошенными верхними углами и тесемками-завязками, за которые он и крепился. Иногда его украшали аппликацией из яркой ткани и расшивали цветами, выполненными тамбурным швом. Простые, но очень красивые детали одежды, сделанные в начале ХХ века, до сих пор хранят тепло добрых женских рук. |
|
. Основу экспозиции составляют 354 предмета XIX–XXI веков из фондового собрания : женские костюмы и элементы одежды с богатой вышивкой, предметы быта, орудия труда, посуда, мебель и музыкальные инструменты. Из ювелирных украшений широко представлены накосники, воротниковые подвески, перевязь, серьги, браслеты.
Здесь можно познакомиться и с большим количеством изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Заметно выделяются образцы традиционной татарской кожаной узорной мозаики: обувь, сшитая из цветной кожи — знаменитые сапожки-ичиги и тапочки с мягкой и жёсткой подошвой, а также подушки и панно с растительным орнаментом. Подобный орнамент украшает огромное количество изделий, и основным его мотивом является тюльпан — один из первых весенних цветов. |
|
25 октября в Музее современного этноискусства состоялось торжественное подведение итогов и награждение победителей конкурса «Ак манара – Белая башня». В этот же день открыли итоговую выставку участников конкурса, которая включила в себя 43работы . Представленные на итоговой выставке, работы выполнены в традиционных техниках: линогравюра, ксилография, офорт, акватинта, меццо-тинто, литография, сухая игла, резцовая гравюра на металле, гравюра на пластике, гравюра на картоне. И это делает выставку еще насыщенней и интересней. По словам посетителей, у этих графических работ, особенно у тех, которые посвящены Елабуге и знаменитым личностям города, хочется задержаться подольше и рассматривать все мелкие детали.
|