ГлавнаяБЛОГИМой культурный мир

Новые записи
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Играют мальчики в войну!
Играют мальчики в войну!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+7 RSS-лента RSS-лента

Мой культурный мир

Автор блога: Рамазан Хайрутдинов
Труженикам тыла в Елабуге
Труженикам тыла в Елабуге
В 2015 году в Елабуге состоялось открытие мемориальной стелы, посвященной труженикам тыла.На ней высечены имена 10-ти человек, чей труд был отмечен высокими государственными наградами в годы войны: орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета».
Этот памятник — символ нашего уважения и признательности тем людям,кто своим трудом приблежал день Победы. Труженики тыла совершили настоящий подвиг.Женщины и дети сменили мужчин на заводах , обеспечивая фронт всем необходимым. В годы войны в городе и районе трудилось около 20 тысяч человек, которые внесли неоценимый вклад в победу над врагом.
Художник Илья Максимов в музее этноискусства в городе Елабуга
Художник Илья Максимов в музее этноискусства в городе Елабуга
Художник Илья Максимов, кряшен по происхождению, пишет в реалистической манере русской и советской художественных школ. В его работах можно увидеть тихие улочки Елабуги, натюрморты и пейзажи. Но с особой теплотой он пишет картины о малой родине, о кряшенах и их традициях. В них отражается душа, судьба и история его народа.
Художник Илья Максимов в музее этноискусства в городе Елабуга
Музыкальные инструменты. Музей этноискусства.
Музыкальные инструменты. Музей этноискусства.
Думбра (думбыра) — татарский струнный щипковый музыкальный инструмент. Это традиционный инструмент певцов-сказителей.
Думбра представляет собой двух-трёхструнный хордофон длиной 80–100 см. Корпус грушевидной или лопатообразной формы изготавливался путём долбления деревянной заготовки с последующим натягиванием на неё кожи или приклеиванием тонкой сосновой дощечки, игравших роль резонатора.
Музыкальные инструменты. Музей этноискусства.

Кубыз-инструмент удивительной формы и необыкновенно выразительный по богатству тембра.
Его сравнивают с лебедем — на эту птицу он похож и своей формой, и своим звуком, напоминающим лебединый крик. Также в звуках кобыза слышен человеческий голос — печальный и плачевный.
Музыкальные инструменты. Музей этноискусства.
Музыкальные инструменты. Музей этноискусства.
Музыкальные инструменты. Музей этноискусства.
Гармонь – один из самых популярных в народе инструментов, зачастую считающийся народным. Трудно найти деревню, в которой праздники проходят без участия гармониста – звуки гармони создают дружескую и общительную атмосферу, развлекают гостей, а также являются отличным аккомпанементом для песен и танцев.
Калфак. Музей этноискусства
Калфак. Музей этноискусства
Калфак — традиционный татарский девичий, а позже и женский головной убор. В том или ином виде был распространён среди всех групп татар, однако мягкий, надеваемый прямо на голову калфак является оригинальным головным убором казанских татар.
Калфак. Музей этноискусства
Калфак. Музей этноискусства

Первоначально калфак был исключительно девичьим головным убором и выполнял функцию волосника, призванного в первую очередь собрать и закрыть волосы незамужней девушки. Такие калфаки были преимущественно вязаными, в форме длинного колпака, а для их крепления и украшения служила декоративная налобная повязка ука-чачак. Калфак мог достигать длины 70 см, и его конец носили откинутым назад или набок.
Калфак. Музей этноискусства


Во второй половине XIX века калфак стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жёсткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). 2

В начале XX века калфак сильно уменьшился в размерах, иногда до размеров небольшой шапочки шириной в 8–10 см, которую невозможно было надеть на голову, и её прикалывали к волосам.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.
Калфак. Музей этноискусства
Калфак. Музей этноискусства
Калфак. Музей этноискусства
Татарский сундук
Татарский сундук
По обычаю сундуки составляли непременную часть приданого невесты. Помимо основного назначения — хранения одежды, тканей и других ценных вещей – сундуки заметно оживляли интерьер, особенно в сочетании с живописно уложенными на них постельными принадлежностями.
Татарский сундук
Татарский сундук


В избах богатых татар сундуков было так много, что иногда их ставили друг на друга. А у вашей бабушки был такой?
Татарский сундук
Татарский сундук
Праздничный костюм Казанских татар. Выставка в музее в Елабуге.
Праздничный костюм Казанских татар. Выставка в музее в Елабуге.
Представлен комплекс богатого праздничного женского костюма начала и середины XIX века. Костюм горожанки отличается изысканностью. Он состоит из головного убора (калфак), платья, жилета и ювелирных украшений: накосник, воротниковая застежка и др. Все это дополнялось браслетами и серьгами.
Праздничный костюм Казанских татар. Выставка в музее в Елабуге.


Такие наряды конечно же, не на каждый день, да и далеко не каждая себе его могла позволить. Через костюм можно было продемонстрировать статус, социальное положение, возраст, эстетический вкус, характер и многое другое. Наиболее ярко этническая принадлежность прослеживается в женских костюмах.
Праздничный костюм Казанских татар. Выставка в музее в Елабуге.
Костюм астраханской татарки
Костюм астраханской татарки
В экспозиции "В гостях у татар" можно увидеть костюмы этнических групп данного народа. Один из них - костюм астраханской татарки. Отметим, что сами астраханские татары делятстя на юртовских, кундровских татар и карагашей. Карагашки носили оригинальную халатообразную верхнюю одежду с широкими рукавами (каптал). Астраханские татары тесно общались с татарами Поволжья, что также сказалось на костюме. Жительницы города на рубеже XIX–XX вв. надевали узорные сапожки казанской работы (ичиги), головные уборы казанских татар – бархатные калфаки. Покрывало-кимешек, которое в обиходе у казахов и киргизов, входило в свадебный комплект и дополнялось многочисленными украшениями. Вот такое "ассорти" представляет из себя костюм Астраханской татарки.
Костюм астраханской татарки
Костюм астраханской татарки
Нагрудник - кукрэкчэ
В экспозиции "В гостях у татар" есть замечательный элемент татарского женского костюма- нательный нагрудник. Он закрывал вырез на женской рубахе- кульмек.
Кукрэкче шили из четырехугольного куска хлопковой или льняной ткани примерно 20х30 или 25х40 см со скошенными верхними углами и тесемками-завязками, за которые он и крепился. Иногда его украшали аппликацией из яркой ткани и расшивали цветами, выполненными тамбурным швом.

Простые, но очень красивые детали одежды, сделанные в начале ХХ века, до сих пор хранят тепло добрых женских рук.
Нагрудник - кукрэкчэ
Нагрудник - кукрэкчэ
В гостях у татар в музее этноискусства в городе Елабуга
В гостях у татар в музее этноискусства в городе Елабуга
В гостях у татар в музее этноискусства в городе Елабуга
В гостях у татар в музее этноискусства в городе Елабуга
. Основу экспозиции составляют 354 предмета XIX–XXI веков из фондового собрания : женские костюмы и элементы одежды с богатой вышивкой, предметы быта, орудия труда, посуда, мебель и музыкальные инструменты. Из ювелирных украшений широко представлены накосники, воротниковые подвески, перевязь, серьги, браслеты.

Здесь можно познакомиться и с большим количеством изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Заметно выделяются образцы традиционной татарской кожаной узорной мозаики: обувь, сшитая из цветной кожи — знаменитые сапожки-ичиги и тапочки с мягкой и жёсткой подошвой, а также подушки и панно с растительным орнаментом. Подобный орнамент украшает огромное количество изделий, и основным его мотивом является тюльпан — один из первых весенних цветов.
Ак манара- Белая башня.
25 октября в Музее современного этноискусства состоялось торжественное подведение итогов и награждение победителей конкурса «Ак манара – Белая башня». В этот же день открыли итоговую выставку участников конкурса, которая включила в себя 43работы .
Ак манара- Белая башня.
Ак манара- Белая башня.
Ак манара- Белая башня.
Представленные на итоговой выставке, работы выполнены в традиционных техниках: линогравюра, ксилография, офорт, акватинта, меццо-тинто, литография, сухая игла, резцовая гравюра на металле, гравюра на пластике, гравюра на картоне. И это делает выставку еще насыщенней и интересней. По словам посетителей, у этих графических работ, особенно у тех, которые посвящены Елабуге и знаменитым личностям города, хочется задержаться подольше и рассматривать все мелкие детали.