|
В Музее исламской культуры Музея-заповедника «Казанский кремль» в мечети Кул Шариф открыта выставка «Лев Толстой и исламский мир» накануне 190-го дня рождения великого русского писателя. Выставка была создана при участии Научной библиотеки Казанского федерального университета и представляет интерес Толстого к исламу и идеям современных ему мусульманских мыслителей.
На выставке представлены страницы Коранов и литературы по исламской тематике из коллекции музея – усадьбы «Ясная Поляна». На полях этих книг сохранились комментарии, которые писатель оставлял при чтении. Переписка Толстого с современниками - авторитетными учеными из Египта и Индии показывает глубокое изучение писателем исламского вероучения. Письма и фотографии рассказывают о встречах Толстого с татарскими интеллектуалами Фатихом Карими, Садри Максуди, Гайнаном Ваисовым в яснополянской усадьбе писателя. На страницах журналов и газет, представленных Научной библиотекой К(П)ФУ, татарские интеллектуалы писали о Толстом - «великом мыслителе», «гордости всего человечества». Так, Гаяз Исхаки в 1906 году обращается к читателю со словами: «Произведения Толстого настолько велики, что только ради ознакомления с его сочинениями стоит выучить русский язык». Среди обширной корреспонденции между татарскими интеллектуалами и Толстым особенно интересно письмо Фатиха Амирхана. Казанский публицист и писатель обращается к «учителю» за советом. Рукопись из фонда Института языка, литературы и искусства АН РТ представлена широкой публике впервые. Многочисленные прижизненные переводы повестей и рассказов Льва Толстого на татарский язык, сделанные Габдуллой Тукаем, Махмудом Галяу, Сагитом Сунчелеем и другими классиками, демонстрируют авторитет Толстого у татарской интеллигенции. Среди переводов, представленных на выставке книгами из фондов Национальной библиотеки Республики Татарстан, особенно любопытны книжки-малютки - недорогие карманные издания, выходившие многотысячными тиражами. Татарская периодическая печать Уфы, Оренбурга, Самары, Казани начала ХХ века знакомит читателя с творчеством «почтенного шейха» Толстого. Выставка знакомит казанцев и гостей города с двумя взглядами. С одной стороны – с испытующим взглядом Толстого, который хорошо знал исламскую доктрину и высоко ценил её моральным принципы. С другой стороны – с почтительным взглядом мусульманских ученых и татарских интеллектуалов рубежа XIX - ХХ веков, высоко ценивших гений Льва Толстого.
Вероника Тумашева
8 ноября 2018
14 комментариев
+15
534
|
|
Вместе с классом посмотрели спектакль «Изучаем правила дорожного движения и безопасность на железной дороге».
|
|
Здорово, что в Казани есть такие интересные места как ЦСК «Смена». Это не только площадка для выставок, конференций, лекций и других интересных мероприятий, но и отличное место для отдыха. Помимо выставки финского дизайна и архитектуры, я посетил книжный магазин «Смена», который объединен с кофейней и магазином виниловых пластинок. Взрослые просто спокойно сидят и читают в магазине, попивая при этом кофе. Среди книг нашел много очень интересных изданий. Особенно мне приглянулся большой комикс «Легенды героев Marvel». |
|
С 5 октября по 5 декабря в Музее исламской культуры проходит выставка «Текст — искусство. Выставка работ-призеров международного конкурса каллиграфии IRCICA». Эта выставка является продолжением проекта Музея — заповедника «Казанский Кремль», знакомящего с искусством изящного письма различных регионов мусульманского мира.
На выставке представлено 21 произведение победителей практически всех конкурсов, которые IRCICA (Исследовательский центр исламской истории, искусства, культуры) организует с 1986 года, а также 9 работ современных турецких каллиграфов. Среди авторов произведений, отобранных из тысяч участников — мастера из различных регионов и стран: Египта (Мохаммед Габер ал-Сайед), Катара (Сабах Арбилли), Ирана (Мехди Фокузанде, Сабер Сафаи), Сирии (Аднан ал-Шейх Осман), Турции (Симанур Узун, Фатма Озчай), Боснии и Герцеговины (Муниб Обрадович). Жанровое разнообразие работ представлено хадисами (высказываниями пророка), сурами (стихами из Священного Корана), хилья-и шариф (словесными описаниями пророка Мухаммеда), молитвой Абу Бакра, ближайшего сподвижника пророка Мухаммеда. Каллиграфические композиции позволяют познакомиться с основными почерками, которые были разработаны на протяжении всей истории этого искусства: от древнего куфи до изысканных персидских и османских стилей. Работы оформлены в тазхиб (изящные декоративные рамки с растительным орнаментом). Эти произведения созданы в рамках традиционных правил. Тем более удивительно, как мастера, развивающие свое искусство в границах строгих канонов, находят свой неповторимый почерк и стиль. «Красота человека в красоте его письма», гласит мудрость, а изящное письмо увлекает не только пишущего, но и рассматривающего каллиграфию. |
|
Музе́й исла́мской культу́ры (тат. Ислам мәдәнияте музее) — одно из музейных подразделений музея-заповедника «Казанский Кремль». Музей находится на цокольном этаже мечети Кул Шариф, расположенной на территории Казанского Кремля, и действует с 21 февраля 2006 года. Это единственный в России музей, посвящённый истории и культуре ислама у тюрко-татарских народов Поволжья и Приуралья.
Основной целью работы музея является осуществление научно-просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности, выявление и комплектование музейных предметов и музейных коллекций по истории и культуре Ислама и мусульманской цивилизации в Среднем Поволжье, их изучение и публичное представление. Обновленная в апреле 2014 года экспозиция Музея раскрывает специфику татарского восприятия ислама и вклад татар в общую культуру ислама, показывает ислам как источник образования, культуры, богатой письменной традиции, а также как важный фактор в формировании татарской нации и национальной идентичности. Предметный ряд экспозиции дополнен мультимедийными экспонатами, среди которых интерактивный «Листающийся Коран», инсталляция «Казанский Кремль в XV—XXI вв.» (реконструкция архитектурного облика «Казанского Кремля» в формате 3D), Интерактивное окно в «Кабинете просветителя» с видами старой Казани, проекция «Урок в медресе» (шакирды учат азан — призыв к молитве), компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль». Также в составе экспозиции имеются подарочные издания Корана на разных языках мира. |
|
Художник Газиз Гильмутдинович Губайдуллин родился в Казани, в 1971 году окончил Казанское художественное училище, преподавал в Доме пионеров Приволжского района столицы республики. После окончания художественно-графического факультета Чебоксарского педагогического института в 1989 году вел педагогическую работу в художественной школе № 5 и в Казанском федеральном университете на кафедре дизайна и национальных искусств. Учитель от Бога, один из лучших преподавателей живописи, честный и проникновенный, душевный и принципиальный, он, как говорят коллеги, «человек, который целиком принёс свою жизнь на алтарь педагогики». В 2002 году был принят в Союз художников Республики Татарстан и России.
В картинах Газиза Губайдуллина, в его городских и сельских пейзажах тонко и проникновенно передается дух места; в сюжетных полотнах запечатлены не только те или иные жанровые сценки, но и энергия самого действа, целостность и взаимосвязь героев картин друг с другом и со зрителем. Художник часто выезжает на природу, натуру, в любимые им деревни Высокогорского и Сабинского районов, черпая там вдохновение, которое отражается в работах игрой и переливами красок. В варьировании мотивов Казани Газиз Губайдуллин артистичен, он вдохновляется не идеей, а чувством красоты, или печали. Его тревожит превращение провинциального и рукотворного, но обновляющегося и растущего города в мегаполис. Газиз Губайдуллин из числа тех Поэтов, кто никогда не променяет драматическую красоту архитектуры старой Казани на неоновые фасады современного города. Поэтому в его картинах живет и согревает душу образ старой уходящей Казани. |
|
С 11 октября Национальной художественной галерее «Хазинэ» проходит выставка Зиннура Миннахметова «Хорошо!».
Зиннур Миннахметович Миннахметов родился 1 июня 1947 года в деревне Борисово Республики Татарстан. В 1972 году окончил Казанское художественное училище. В этом же году с легкой руки З. М. Миннахметова началась история первой художественной школы в Елабуге. 19 лет жизни посвящены творческому развитию молодого поколения. В начале 90-х Зиннур Миннахметович расстается с художественной школой и уходит в «свободное» творчество. Уклад жизни, драматические события эпохи вылились в разные этапы творчества художника. Традиционный реализм в годы работы в школе, «Вечерние дни» в 90-е, серии «Хорошо!», «Я в Париже не был…» — в наши дни. Не реализм и не абстракция. Зиннуру Миннахметову удалось отыскать тот неповторимый стиль, по которому сразу же узнается почерк автора. По словам Зиннура Миннахметовича, «настоящий художник будет рисовать не тело, а душу, не контур человека, а его настроение…». Прислушаться к себе, уловить внутренний эмоциональный настрой и рождающиеся в душе образы — в такой последовательности начинается создание новой картины, в которой все более определяющую роль играет цвет. Дома с фантастическими яркими крышами и окнами, деревья с разноцветными стволами и кронами, не менее экзотичные люди и животные населяют мир, созданный неутомимой фантазией художника. Зиннур Миннахметов — член Союза художников Республики Татарстан. Произведения художника хранятся в музейных и частных собраниях России. |
|
Приветики ребята! Как у вас настроение? Я сегодня хочу поделиться тем, как помогала птичкам. Конечно это очень маленькая помощь, но мне кажется, что для них это большой поступок. Я покормила голубей и уток, наполнила кормушки в парке. Воробьи и синички в тот же час прилетели и начали клевать семечки, которые я положила. А голуби садились даже на руку. Бедные птички были очень голодные. Вот бы их почаще кормили.
|
|
Друзья, давайте немного узнаем нового. Все знают "Казанского кота" в Казани, а легенду? Если не знаете, то это статья вам.
Во времени прибытия в Казани в 1745 года императрица заметила, что в городе отсутствуют грызуны.В те времена в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, представители которой были сильными, активными животными «с крупной головой, мускулистой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом». По высочайшему приказу тридцать казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для ловли мышей, в изобилии расплодившихся в недостроенном Зимнем дворце. Вот так в Зимнем дворце появились казанские хвостатые… предки которых до сих пор контролируют вопросы популяции грызунов. Идея создания памятника коту казанскому прозвучала на Всероссийской научной конференции «Казань в средние века и раннее новое время» в мае 2005 года. |
|
Друзья, сегодня я хочу вас познакомить с мемориальным комплексом, посвященным пограничникам района, охранявшим и охраняющим рубежи нашей великой страны. Он состоит из пограничного столба и памятника. Памятник открыли три года тому назад, а аллея была заложена годом ранее. Территория небольшого парка ограждена, к памятнику ведет благоустроенная тропинка. Этот мемориальный комплекс находится в очень тихом уголке нашего города, как бы символизируя мир и спокойствие на наших границах. И только многолетние величественные березы в парке время от времени нарушают тишину, шелестя листьями… 28 мая, в день профессионального праздника личного состава Пограничных войск Российской Федерации, здесь проходят митинги. Поздравить пограничников с праздником и поддержать земляков, чьи родственники не вернулись на родину, приходят и другие жители района, служившие в разных войсках. А таких в нашем районе проживает около 2 тысяч. |