В Галерее современного искусства РТ проходит выставка африканского искусства "Перевёрнутое сафари", вторая часть выставки представлена деревянной скульптурой этого континента.
На выставке представлены произведения из коллекции Эдди Наварро (1925–2003) – фотографа, путешественника и коллекционера. В 1950-х он совершил несколько поездок в страны Тропической Африки, во время которых собрал уникальную коллекцию предметов африканского искусства. Сегодня собрание хранится в Фонде развития просветительских инициатив В.Д. Поленова.
В экспозицию вошли маски, скульптура и бытовые предметы первой половины 20 века из стран Центральной и Западной Африки: Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара, Нигерии, Мали, Демократической Республики Конго, Камеруна и др. Живущие здесь народы (йоруба, догоны, мосси, сенуфо, бауле, луба, акан, бамана и др.) создали свой пластический язык, который не теряет своих основных черт до настоящего времени.
В большинстве случаев для изготовления скульптур и ритуальных масок используется дерево. Этот материал недолговечен, поэтому так ценится умение африканского мастера создавать вещи не только выразительные, но и узнаваемые, соответствующие традициям.
Произведения африканского искусства не только выражают представления о красоте, они составляют неотъемлемую часть верований, связывают человека с потусторонним миром.
Формы африканских ритуальных масок, представленных в экспозиции, разнообразны – от вполне натуралистичных до почти фантастических, зооморфных, сочетающих в себе черты человека и животного. Подобные маски участвуют в церемониях вызова дождя, в обрядах начала посадки и сбора урожая, в ритуалах инициации (переход в новую возрастную и социальную категорию), в знахарских манипуляциях, в похоронах, обрядах тайных обществ, направленных, в том числе, на сохранения общественного порядка. Во всех этих действах главную роль играют духи предков — умершие сородичи, обретшие сверхъестественное могущество.
Деревянная скульптура изображает людей, прорицателей, богов и духов. Среди них – нкиси – ритуальные фигуры, в которые заключен дух, и нкиси-нконди, вся поверхность которых покрыта гвоздями. Вбивая гвоздь, жрец заставлял дух, живущий в фигуре, действовать.