Продолжаю знакомить вас с культурой Турции, где я был в декабре.
Несмотря на то, что «три четверти планеты — моря и океаны», а «человек на 80% состоит из воды», довольно трудно переоценить значение воды в жизни любого человека. На протяжении всей истории человечества шла борьба за доступ к водным ресурсам и за право обладать этими ресурсами. Многие футуристы также полагают, что войны будущего — это войны за доступ к чистой воде… Однако, вернемся к нашим османам и поговорим о водной архитектуре в общем и о себилах (открытый или специально обустроенный источник воды) в частности.
В Османской империи, можно сказать, существовал культ воды, который был напрямую связан с исламским вероисповеданием жителей этого государства. Согласно исламу, напоить жаждущего человека свежей водой, считается благим деянием, за которое предусмотрена награда от Аллаха. Поэтому все, от султана до обычного жителя, в надежде получить довольство Всевышнего, строили фонтаны, открывали себилы, финансировали строительство водных каналов, дамб, рыли колодцы и старались обеспечить доступ к чистой воде для каждого жителя страны.
Каналы для распределения воды, сделанные из мрамора, в Османской империи назывались «максем». Это была своеобразная система «водопроводов». Каналы, которые распределяли воду за пределы города, назывались «маслак», а те, что распределяли воду внутри города, назывались «таксим». Именно от водной составляющей и происходит нынешнее название сердца Стамбула — площади Таксим.
Одними из наиболее значимых явлений в водной архитектуре Османской империи являются «себилы». Стоит отметить, что данные постройки характерны только для турецкой архитектуры. Себилом именуют сооружения, построенные для того, чтобы усталые путники могли безвозмездно утолить жажду во время своего путешествия. В нынешнем турецком языке себилом называют практически все, что является бесплатным. Обычно себилы проектировались как части школ, мечетей и медресе, однако встречаются и отдельно построенные себилы. На протяжении столетий внешний вид этих сооружений менялся в соответствии с модными веяниями в архитектуре своего времени, поэтому существуют себилы, построенные в стиле барокко, рококо и ампир. Что касается формы этих построек, то тут разброс был не таким большим. Они имели форму квадрата, многоугольника, круга и полукруга. Основоположником восьмиугольных себилов считается знаменитый османский архитектор Мимар Синан.