Один из самый интересных музеев Москвы- музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В нём можно изучать как историю искусств, так и историю цивилизаций. И сегодня мы отправимся в зал N 2, к истокам человеческой цивилизации- в Древний Вавилон, Месопотамию, Шумер, Ассирию, всё государства которые существовали в Двуречье или Междуречье- по берегам рек Тигр и Евфрат.
Зал Древнего Ближнего Востока открыт после масштабной реставрации. Правда, до недавнего времени он назывался иначе – Зал древних цивилизаций. Дело в том, что в конце 60-х Индира Ганди подарила музею имени Пушкина индийскую скульптуру, ставить ее было некуда, оставили здесь. Потом появились вещи, связанные с Америкой. Тематика расширялась, и места стало катастрофически не хватать. Теперь решили, что в этом зале будет только искусство Ближнего Востока.
В 612-609 годах до нашей эры ассирийскую армию разбили и уничтожили. Однако артефакты монументального искусства ассирийцев дошли до нашего времени и впечатляют своим особенностями и объемами. С появлением каменных колосс 150 лет назад в Европе под понятием «ассирийское искусство» понимают скульптуру, особенно барельефы.
Неведомо почему, но ассирийские столичные города не были украшены многочисленными статуями. Найденные образцы намного ниже работ нео-шумерских мастеров. Большое распространение получили барельефы, которые выглядят живо и реально. Их считают «наиболее оригинальным и величайшим арийским достижением».
Техника барельефа применялась на ранних этапах развития месопотамского искусства.
Из запасников достали стелу с законами царя Хаммурапи — копию той, что находится в парижском Лувре. Слепок сделали еще в начале 20-х по заказу основателя музея имени Пушкина Ивана Цветаева, а в 69-м году ее убрали в хранилище. С тех пор зрители стелу не видели.
Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. Изображение царя в непосредственном общении с главным богом, вручающим земному владыке символы власти, имело очень важное для древневосточных деспотий содержание. Сцена такого вручения, или «инвеституры», наглядно выражала идею божественного происхождения царской власти. Возникшие еще в предшествующее время, эти сцены и много позднее, через две тысячи лет, в сасанидском искусстве все еще будут являться сюжетами большинства наскальных рельефов. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.
Мардук- в шумеро-аккадской мифологии верховное божество пантеона Вавилонии, верховный бог в Древней Месопотамии, бог-покровитель города Вавилона после 2024 г. до н. э. С развитием культа Бога Мардука в Вавилоне начало активно развиваться медицина, так же знаменитый символ медицины- змея обвивающая посох или сосуд- произошло от изображений Бога Мардука.
Археологи обнаружили множество древних керамических изделий, а также некоторые предметы из золота и ювелирного искусства и даже небольшие образцы резьбы по слоновой кости.
В Древнем Вавилоне возникла первая письменность- клинопись. Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Впрочем, и сейчас, после обновления экспозиции, говорят сотрудники Пушкинского, многие ценные вещи, связанные с культурой древнего мира, находятся в запасниках. Их просто негде показывать – нет места. За сто лет коллекция музея выросла до 700 тысяч экспонатов, из них выставлено сегодня меньше 10 тысяч.