В Усадьбе Коломенское есть очень красивая старинная церковь.
Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвящённый Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой.
Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.
Русские искусствоведы обратили на шатровые храмы пристальное внимание после приезда в Москву Виолле-ле-Дюка. Начиная с Фёдора Буслаева, в дьяковской церкви видели первую в русском зодчестве многопридельную столпообразную церковь — композиционного предшественника собора Покрова на Рву. Считается, что он родился на стыке двух эволюционных рядов — собственно шатровых храмов (церковь Вознесения в Коломенском) и столпообразных церквей «иже под колоколы» (колокольня Ивана Великого).
Фёдор Рихтер при реставрации храма в XIX веке обратил внимание на сведения клировой летописи и связал его постройку с зачатием либо рождением в 1530 году долгожданного престолонаследника — будущего Ивана IV. С этим связывалось и посвящение престолов зачатию Иоанна Предтечи и зачатию святой Анны. Посвящение главного престола Иоанну Предтече Фёдор Горностаев связал с намерением Василия III назвать наследника тем же именем, что носил его дед, Иван III.
К. К. Романов в 1925 году поднял вопрос о передатировке церкви, связав строительство обетной церкви с летописным известием о том, что в 1531 году была выстроена церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Старом Ваганькове[1]:59. Поскольку в дальнейшем её следы теряются, Вольфганг Кавельмахер предположил, что ваганьковская церковь сгорела во время пожара 1547 года, а её престолы были перенесены во вновь построенный храм в Дьякове.
Надгробные плиты 1534 и 1535 годов, использованные при постройке церкви (и, по-видимому, взятые с близлежащего кладбища), косвенно указывают на то, что она строилась после 1535 года. Александр Некрасов пытался приурочить её возведение к венчанию Ивана IV на царство в 1547 году. М. А. Ильин склонялся к дате 1553-54 годы, считая церковь моленной о рождении наследника, Ивана Ивановича.