Кронштадт закладывался и на протяжении всей своей истории полностью доказал, что является основной базой русского флота на Балтике. Здесь строились, ремонтировались и обслуживались боевые корабли. Как же морскому порту и военно-морской базе без доков? Конечно, они здесь есть, но один из них – исторический, носящий имя великого Петра I.
В начале XVIII в. в связи с развитием военно-морского флота возникла необходимость постройки сухого дока для ремонта подводной части приходящих в Кронштадт кораблей. Петр I лично исследовал голландские и английские сухие доки и выявил их главный недостаток - для слива воды после захода судна требовалось много времени, порой более месяца. Изучив местные условия, Петр I лично создал проект дока. Основным отличием от иностранных конструкций было то, что док осушался путем слива воды по Петровскому оврагу в глубокий бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Вода самотеком перетекала в него всего лишь за 24 часа. Оттуда вода откачивалась специальными машинами: сначала насосом с ветряным двигателем, а затем с конца XVIII в. использовалась паровая машина. Это настоящая гордость российской инженерной мысли! Строительство Петровского дока началось в 1719 г., работы планировалось завершить за три года. Однако, Петр I так и не увидел свое детище (император умер 8 февраля 1725 г.). Торжественное открытие сооружения состоялось 30 июля 1752 г. при младшей дочери Петра — Елизавете Петровне, которая участвовала в торжестве и лично запустила шлюзовые механизмы.
На протяжении нескольких столетий Петровский док был важной базой судоремонта Балтийского флота. Масштабное строение поражает своими размерами. Длина главного дока составляла 384 метра. Одновременно в нем могли ремонтироваться до пяти кораблей, что способствовало быстрому ремонту кораблей Балтийского флота. В настоящее время Петровский док не используется и является историческим памятником. Жаль, что к нему не подойти: он окружен глухими стенами. Сейчас вы сможете осмотреть его только снаружи, практически с одного ракурса - со стороны Докового моста на улицы Макарова.
История российского флота интересная, и Петровский док - это его важная часть. Всем любителям истории, моря, кораблей непременно гулять здесь! Воображение рисует нам образы российских судов, приходящих сюда на ремонт после кругосветных плаваний и совершения великих открытий…