История первых проектов казанской подземки начинается в тридцатых годах прошлого века, пафосные статьи о строительстве в Казани метрополитена периодически встречались в газетах сталинских времён, однако данные статьи скорее относятся к научной фантастике - в очереди за метро стояли столицы крупных союзных республик. В самой РСФСР существовала негласная планка в 1 миллион жителей, только лишь преодолев которую, город мог начинать изыскания на тему "подземки". Окончательную точку в разговорах о метрополитене поставила начавшаяся Великая Отечественная война, которая на долгие годы отодвинула и заставила забыть о многих проектах и планах. Казанский метрополитен самый юный в России, пока единственная подземка, появившаяся после распада СССР. Началось строительство лишь в 1997 году, к 1000-летнему юбилею города. Прежде чем приступить к прокладке тоннелей, на площади Габдуллы Тукая возвели гранитно-мраморную ротонду, в которую 27 августа заложили капсулу с посланием к потомкам. Движение на первом участке, между станциями «Кремлевская» и «Горки» было запущено в 2005-м.
Самая красивая станция — «Площадь Габдуллы Тукая». Ее потолок украшен ячеистым рисунком, в мраморной отделке преобладают национальные цвета республики Татарстан: белый и зеленый. На стенах — панно из итальянской смальты, иллюстрирующие творчество великого татарского поэта, имя которого носит станция: на одной стороне сельские сказки, на другой — городские.