ГлавнаяБЛОГИКультурный дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+4642 RSS-лента RSS-лента

Культурный дневник

Автор блога: Азалия Гайнуллина
Памятник Льву Николаевичу Гумилеву
Памятник Льву Николаевичу Гумилеву находится в центре Казани, в начале улицы Петербургской.
В 2005 году в Казани был установлен бюст ученому, петербуржцу Льву Гумилеву. Это был год празднования 1000-летия Казани. Авторами памятника являются скульпторы Владимир Демченко и Александр Головачев.
Памятник Льву Николаевичу Гумилеву

Бюст Н.Гумилева установлен на постамент колоннообразной формы из белого мрамора. На постаменте выбита надпись: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы». Постамент установлен на небольшом холме конусообразной формы. Холм выложен камнями различных цветовых оттенков. Основание конусообразного холма, по окружности обрамлено цепью. Цепь черного цвета, через равные промежутки соединяется шарами. Памятник Льву Николаевичу Гумилеву выглядит монументально. Сочетание черного и серо-белого цветов придают памятнику торжественный вид.
Памятник Льву Николаевичу Гумилеву

Памятник Льву Николаевичу Гумилеву

В процессе строительства улицы Петербургской предполагалось, что на этом месте будет памятник Петру I. В 2005 году Татарский общественный центр начал сбор подписей против установления памятника Пётру I. В связи с протестами активистов Татарского общественного центра было принято решение установить памятник Льву Гумилеву.
Знаменитый сын знаменитых родителей - Лев Гумилев родился в семье поэтов серебряного века Николая Гумилева и Анны Ахматовой - провел в лагерях два срока, общей протяженностью в 13 лет. Как говорил сам Гумилев, «до войны я сидел за папу, а после войны - за маму». Лев Николаевич успел поучаствовать и в Великой Отечественной войне, служба в Красной Армии была единственным способом для молодого человека вернуться к научной деятельности. За свою жизнь Лев Николаевич участвовал в 21 археологической и геологической экспедиции, написал 12 монографий и более 200 научных статей. Свои публикации Гумилев посвятил истории тюркских народов, хазарскому каганату и истории хунну. Важным вкладов в науку явилась его теория периодического увлажнения центральной Евразии.
Матрешка - лучший сувенир из России
Вся улица Баумана полна сувенирными магазинами. Здесь везде магазины и уличные торговцы, готовые предложить: футболки с символикой Казани, магниты, тюбетейки, фигурки, куклы, посуду и прочие изыски. Магазины расположены от начала до конца улицы на всем её протяжении.
Матрешка - лучший сувенир из России

Матрешка - лучший сувенир из России

Когда иностранцев спрашивают о первых ассоциациях с Россией, то они обычно вспоминают о шапках-ушанках, медведях с балалайками, разгуливающих по городским улицам, и матрешках. Если первое со временем изжило себя, то матрешки продолжают находиться в тренде и по сей день. Позитивный и оригинальный сувенир является настоящим отображением русского духа и охотно раскупается не только туристами, но и любителями ярких фигурок.
Несмотря на то, что матрешка считается исконно русской и древней игрушкой, ее возраст составляет немногим более 100 лет. Да и прообразом матрешки называют фигурки буддийского мудреца Фукурумы, привезенные в конце 19 века семьей Мамонтовых в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание». Автором первых матрешек стал токарь по дереву Василий Звездочкин, а их росписью занимался художник Сергей Малютин. Фигурок было всего восемь. У самой крупной в руках был петух, а наименьшая матрешка выглядела как завернутый в пеленку младенец.
Матрешка - лучший сувенир из России

Матрешка - лучший сувенир из России

Историки приходят к мнению, что название «матрешка» происходит от популярного в те времена русского имени Матрена, которое ассоциировалось с многодетной дородной женщиной. Когда спрос на подобные игрушки стал увеличиваться, появились и разные стили росписи кукол (Семеновская, Ивановская, Сергиевская). Матрешка стала настоящим трендом. В современной России матрешек расписывают не только, как традиционных розовощеких девушек в платках. Популярны модели политиков или спортсменов.
Есть среди матрешек и свои рекордсмены. Самая большая состоит из 72 фигурок, а самая маленькая матрешка из слоновой кости имеет размер 1,1 миллиметр.
Памятник Коту Казанскому
Памятник Коту Казанскому находится на пешеходной улице Баумана в центре Казани. Памятник появился в 2009 году.
Памятник Коту Казанскому

Скульптурно-архитектурная композиция изображает лежащего в беседке на пуфике упитанного кота. У беседки шатровая крыша. На крыше шпиль в виде фигуры мыши, жонглирующей мячом. Композиция отлита из алюминия и обработана под серебро. В основании памятника выгравирована надпись: «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…»
Кот Казанский – не выдуманный персонаж. Во время посещения Казани императрица Елизавета Петровна отметила отсутствие в Казани мышей. По приказу Елизаветы Петровны, в октябре 1745 года, в Санкт-Петербург были отправлены 30 казанских котов. Коты были приписаны к лейб-гвардейской службе и поставлены на довольствие. Они успешно справились с отловом мышей, в большом количестве расплодившихся в Зимнем Дворце.
Памятник Коту Казанскому

Памятник Коту Казанскому

Кстати, потомки казанских котов до нашего времени живут в петербургском Эрмитаже и способствуют сохранности музейных экспонатов. В Эрмитаже действует фонд друзей котов. Каждый год 1 апреля сотрудники музея устраивают котам праздник с большим количеством еды — «День мартовского кота».
Комплекс «Ногай»
Гостиничный комплекс «Ногай» расположился в центре Казани на пересечении улиц Баумана, Профсоюзной и К.Наджми.
Комплекс «Ногай»

Название гостиничного комплекса «Ногай» связано со средневековой историей края. Во времена Казанского ханства местные жители имели тесные торговые и политические контакты с могучей степной державой — Ногайской Ордой. Ногаи славились на всём континенте как умелые скотоводы и образцовые степные воины: дворянская конница Московской Руси и казанской знати в XVI-XVII веках передвигалась, в основном, именно на ногайских лошадях. Рядом со зданием, где сегодня располагается гостиница, проходил Ногайский тракт, по которому в Казань прибывали нагруженные товарами караваны.
Комплекс «Ногай»

Комплекс «Ногай»

Самому зданию, в котором находится «Ногай», 80 лет, и его судьба тесно связана с большими событиями и яркими личностями. В начале 1930-х годов руководство ТАССР решило выстроить здание, которое бы вместило все существовавшие на тот момент казанские издательства, редакции газет и журналов и типографию. Архитектор Семен Пэн разработал проект Дома печати в конструктивистском стиле. Сооружение напоминает гигантскую открытую книгу, а скучный на первый взгляд серый цвет постройки компенсируется нестандартной формой. Здание является охраняемым объектом культурного наследия республиканского значения. Дом печати был закончен в 1935 году. В нём расположились республиканское книжное издательство, правление союза писателей Татарстана и крупнейший в городе книжный магазин. Позднее в этом здании находилось также Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Республики Татарстан. Здесь также проходили встречи творческого клуба имени поэта Габдуллы Тукая.
В этом здании в 1939-1940 г.г работал Герой Советского союзя, лауреат Ленинской премии, поэт Муса Джалиль.
В дальнейшем редакции газет и журналов стали постепенно съезжать из Дома печати в здание нового издательства. В 2012 году было принято решение о проведении реставрационных работ и создании гостиничного комплекса «Ногай». По сохранившимся фотографиям были воссозданы потолки, лепнина, лестничные марши из мраморной крошки и оригинальный паркет.
Скульптура "Конь в пальто"
В центре Казани на улице Баумана в конце лета 2018 года появился памятник коню-чекисту, он одет в длиннополую кожанку, на боку находится кобура для маузера, на глазах - пенсне, на шее - галстук-бабочка.
Скульптура "Конь в пальто"

Рост металлического коня составляет 3 метра 8 сантиметров, весит он 400 кг, на протяжении 1,5 месяцев его создавала одна из творческих мастерских Подмосковья. Изготовлен конь из листового металла и стальных труб.
Скульптура "Конь в пальто"

Скульптура "Конь в пальто"

Среди знакомых фонтанов и архитектурных сооружений, ожидаемых музеев и сувенирных лавок, памятников давно установленных, новая скульптура не могла не привлечь внимания туристов и гостей. Все хотят сделать эффектное фото на память. Однако некоторые казанцы все-таки считают коня лишним в городе.
Первое семейное кафе Казани
В 1969 году в Казани на улице Баумана открывается Дом татарской кулинарии (ДТК). Директором ДТК стал ресторатор Тагир Набиевич Хасанов. Сразу после открытия ДТК он загорелся идеей детского кафе. Тогда в СССР не было ни одного чисто детского кафе, поэтому в Казани делался образцовый проект, который со временем планировали распространить на всю страну. «Сказку» создавали как филиал Дома татарской кулинарии — к ДТК тогда относилось много заведений: «Сказка», Дом чая, ресторан «Восток», кафе «Отдых», коктейль-бар на Кремлевской, буфеты в прокуратуре, Центральном банке, театре оперы и балета. Общий штат ДТК вместе с филиалами достигал 800 человек.
Первое семейное кафе Казани

До революции в помещении кафе располагались конюшни. После войны вплоть до открытия «Сказки» здесь находилось кафе № 1, а сам дом был жилой. Прямо напротив кафе была троллейбусная остановка.
Первое семейное кафе Казани

Первое семейное кафе Казани

Первое семейное кафе Казани

Автором первого интерьера «Сказки» был Владимир Алексеевич Волков. Это был простой интерьер в стиле 1970-х годов с деревянными рейками по стенам. После открытия посыпалось огромное количество писем и заявок на коллективные посещения из Казани и других городов страны. Очередь к дверям стояла до Дома татарской кулинарии — уже к открытию в 9:00. В кафе пускали только детей, родители, сделав заказ, оставались ждать в холле, куда со временем для удобства поставили кушетки. Еще в «Сказке» проводились детские праздники: здесь принимали в октябрята и пионеры, проходили тематические события вроде Дня Гайдара.
Выставка «Содружество душ»
В Национальной галерее «Хазинэ» посетила выставку «Содружество душ». Выставка посвящена творческому партнерству татарского поэта, Героя Советского союза, Лауреата Ленинской премии - Мусы Джалиля и советского татарского композитора, Народного артиста СССР, первого председателя Союза композиторов Татарстана, создателя и организатора Казанской Государственной консерватории - Назиба Жиганова.
Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

2021 год ознаменован знаменательными юбилеями двух исторических личностей: 115-летие со дня рождения поэта-героя Мусы Джалиля и 110-летие выдающегося композитора Назиба Жиганова.
Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Основная идея выставки – познакомить зрителя с творческой деятельностью М. Джалиля, связанной с историей музыкальной культуры республики. Являясь заведующим литературной частью Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории, Джалиль принимает непосредственное участие в создании Татарского театра оперы и балета, сегодня справедливо носящего его имя. В послевоенное время Н. Жиганов посвятил герою, подарившему отчизне свои песни и жизнь, оперы «Поэт» и «Джалиль», где главным персонажем о мужестве и героизме стал сам М.Джалиль.
Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Один из важнейших разделов экспозиции посвящен творческому союзу Мусы Джалиля с композитором Назибом Жигановым, стоявшего у истоков национальной татарской оперы. В результате тандемом было создано две оперы: «Ильдар», которая повествует о Великой Отечественной войне, и «Алтынчеч» – первое национальное произведение со сказочно-эпическим сюжетом, удостоенная Государственной премии.
Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

На выставке представлены живописные и графические произведения, архивные фотографии, документы и личные предметы знаменитых личностей. Также в экспозиции находятся афиши и эскизы декораций к операм «Алтынчеч», «Джалиль» и драматическим спектаклям «У совести вариантов нет» Туфана Минуллина, «День Х» Диаса Валеева, «Бессмертная песнь» Ризы Ишмурата.
Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»

Выставка «Содружество душ»
Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»
В Национальной художественной галерее «Хазинэ» посетила выставку Мили Нуруллиной «Простые радости».
Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Миля Нуруллина – художник, член Союза художников РТ. На выставке в галерее представлены самые значимые произведения талантливой художницы.
Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

За свой насыщенный творческий путь Миля Нуруллина провела более 30 персональных выставок, а ее картины находятся в частных коллекциях и музеях, таких как ГМИИ РТ, Национальный музей РТ, Музейный комплекс г. Казани. Излюбленный жанр художницы — романтический натюрморт, а стиль — импрессионизм.
Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

На выставке в честь 60-летия Мили Нуруллиной представлены работы выполненные в стиле импрессионизма, посвященные прекрасным цветам. Все представленные экспонаты — авторские полотна Мили Нуруллиной. Часть картин создавались ею в процессе проведения авторских мастер-классов в присутствии учеников и зрителей.
Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Семья Нуруллиной имеет прямое отношение к творческим истокам, отец художницы — известный татарский писатель Вакиф Нуруллин, а мать Мили 30 лет проработала в Национальной библиотеке РТ. Начиная с 2013 года художница реализует социокультурный проект «Ты — художник. Здесь и сейчас», который она осуществляет в формате мастер-класса, давая возможность людям, не имеющим художественной подготовки, за одно занятие написать картину — маслом на холсте, в раме.
Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

Выставка Мили Нуруллиной «Простые радости»

В рамках этого замечательного проекта уже тысячи людей открыли в себе новые таланты. Художница считает, что ее миссия — показать человеку его самого с той лучшей стороны, с которой он себя не видел: «когда человек видит себя по-новому, он понимает, насколько он талантлив. Мне так это важно, ради этого я жив». Творческое кредо художницы звучит так: «Я смотрю на мир — с любовью. Рисую его — с волнением и нежностью. И тогда — обыденность и повседневность оборачиваются блеском и роскошью, праздником бытия; освещаются тогдашней поэзией… А предметы и явления обнаруживают свой истинный тайный смысл».
Кинотеатр «Мир»
Кинотеатр «Мир»

Кинотеатр «Мир» был построен в 1959 году. Еще раньше использовался как летний кинотеатр.
Кинотеатр жил до 2000-х годов с большой конкуренцией — в каждом районе, как минимум, было по 3-4 кинотеатра. Сейчас примерно такая же ситуация, только кинотеатров стало меньше, а залов больше, и располагаться они стали в торговых комплексах. Кинотеатр «Мир» — единственный кинотеатр, который находится не в торговом комплексе.
Кинотеатр «Мир»

Кинотеатр «Мир»

В 2002 году прошла реконструкция кинотеатра. Установили новейшее оборудование, удобные кресла. Кинотеатр стал одним из самых современных и оснащенных в городе. Затем по всей Казани стали открываться мультиплексы, в которых количество залов приближалось к 10. Кинотеатру с одним единственным залом стало трудно конкурировать с новейшими сетями кинотеатров, которые ко всему прочему расположены в крупных торговых центрах.
Однако недавно кинотеатр "Мир" попал под государственное крыло, и началось активное возрождение кинотеатра.
Кинотеатр «Мир»

Кинотеатр «Мир»

На сегодняшний день кинотеатр «Мир» является историческим киноцентром, сохранившим формат традиционного просмотра кино. Помимо кассовых картин, зрители могут посмотреть работы зарубежных и российских кинофестивалей, посетить специальные показы, а также встретиться с актерами и режиссерами со всего мира.
Своей необычностью, своей домашней и уютной атмосферой, своим бережным отношением к каждому пришедшему зрителю и конечно же интересным необычным репертуаром кинотеатр "Мир" вновь начал завоевывать сердца горожан.
Выставка «Гостеприимный Татарстан»
В Музее истории государственности Татарского народа и Республики Татарстан посетила выставку «Гостеприимный Татарстан».
Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

На выставке представлены работы казанского художника-чеканщика Александра Иванова. Экспозиция «Гостеприимный Татарстан» приурочена к Году родных языков и народного единства.
Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Основными темами, которые раскрывают творчество художника, являются история Российского государства, история Татарстана, мотивы из произведений Александра Пушкина и Габдуллы Тукая, сюжеты из русских и татарских народных сказок.
Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Мастер уже более 40 лет выполняет свои произведения, которые без преувеличения можно назвать шедеврами, в сложнейшей технике — ковка с высоким рельефом. Медные панно Александра Андреевича восхищают своей композицией и часто — размерами. Некоторые картины достигают до двух метров в длину. Каждое произведение художник выполняет в единственном экземпляре, никогда не копирует. С начала своей творческой деятельности в 1978 году Александр Иванов создал уже более 120 произведений, при том что на выполнение каждого требуется от трех месяцев, а если речь идет о больших панно, то они занимают годы непрерывного труда.
Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Татарстанский чеканщик-виртуоз изображает на металле главные темы — историю народа республики от Волжской Булгарии до современных дней, становление нашего государства, развитие национального самосознания и культуры. Он оригинально интерпретирует образы произведений Тукая и Пушкина, татарских и русских народных сказок, старинных легенд и мифов. В руках Иванова медь становится огненным гимном любви к Родине, к своему народу, к своей истории и к людям в целом. Какие бы сюжеты не воспроизводил мастер, от эпических до бытовых, всего его работы пронизаны невероятным теплом и светлой, доброй созидательной энергией.
Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Выставка «Гостеприимный Татарстан»

Творчество Александра Иванова самобытное и редкое. Художников, работающих в такой тяжелейшей и кропотливой технике, крайне мало, а Александр Андреевич верен ей на протяжении всей жизни.
Художественная чеканка — один из наиболее интересных и в то же время наиболее сложных и трудоемких видов декоративно-прикладного искусства. С древнейших времен из листового металла, обладавшего высокой пластичностью, мастера изготавливали боевые доспехи, посуду и различные декоративные изделия. Это по-настоящему мужское занятие — для сильных и терпеливых людей, верных избранному ремеслу.