Привет, Культурная Команда!
15 ноября 2021 года я с друзьями и родителями поучаствовал в краеведмарше в Храм-памятник в честь нерукотворного образа Спасителя. Экскурсию вели Демидов Владимир Александрович и Хамитов Валерий Измаилович. На экскурсии я узнал очень много нового: посмотрел историческую переписку периода XVI веков между Юсуфом (отец Сююмбике) и Иваном IV, узнал события судьбы царицы Сююмбике, а также природные явления ландшафта этого уникального места. Нам рассказали о событиях военных действий при штурме Кремля.
Храм Нерукотворного Образа Спасителя, или Памятник павшим при взятии Казани в 1552 году. Именно на этом месте находится братская могила тех, кто завоевывал Казань.
Поминальный воинский храм в честь иконы Нерукотворного Образа Христа Спасителя – самый необычный в богатой культовой архитектурой Казани. Он стоит на острове на реке Казанке.
Основание храма напрямую связано с царем Иоанном Васильевичем, именуемым еще современниками Грозным. После покорения Казани - 4 октября 1552 г. по старому стилю (теперь это 13 октября, в XIV в. поправка была в 9 дней), царь Иван торжественно въехал в поверженный город. Повсюду лежали павшие воины, которых царь приказал похоронить с подобающими почестями, что и выполнил игумен Иоаким, прибывший с царем. Павшие воины погребены в братской могиле, поверх которой был насыпан курган. В этот же день на месте братской могилы, названной «русским кладбищем», царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Монастырь стоял на возвышенном правом берегу реки Казанки (где сейчас храм-памятник) и, к несчастью, начал подмываться весенними разливами.
Особо высокое половодье 1559 г. сильно разрушило монастырские постройки, которые были деревянными. Пострадал и храм. По просьбе игумена Иоакима царь Иоанн IV повелел перенести монастырь на новое место - на версту ниже по течению Казанки, на высокую гору, называемую Змеиной-Зилантовой, где была первая ставка, стояло его знамя с Образом Нерукотворным и походная церковь. С царской грамотой 1560 г. пришли и деньги - 300 рублей от царя и 100 рублей от царицы Анастасии. Она же прислала целый иконостас в соборную церковь.
На высоком холме, образовавшемся при захоронении, уже в XVI веке была поставлена часовня, а поминальные службы служились в Зилантовом монастыре. Существует Синодик с именами всех павших, коих поименно упоминали на панихидах. Эта книга не раз перепечатывалась, и раньше можно было прочесть имена всех героев. В Синодике перечислено более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства, но, очевидно, общее число погребенных составляет несколько тысяч.
В 1812 г. проект памятника-столпа был представлен императору Александру I. Ему идея пришлась по душе, но он поручил переделать проект известному столичному архитектору Алферову. Проект храма выполнил архитектор Н.Ф.Алферов, автор подобного памятника в Севастополе. Надзор за строительством вел губернский архитектор А.К.Шмидт. Именно он сделал облицовку стен из белого камня. В 1813 г. государь утверждает план, а от себя жертвует 5000 рублей. Царская семья добавила столько же. Была объявлена всенародная подписка, давшая еще 100.135 рублей.
Памятник был торжественно заложен 29 июня 1813 года.
После Городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы и о нем заботились уже не купцы, а общегородские органы самоуправления, но должности попечителя и смотрителя существовали до 1917 года.
Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. Тогда же храм был разграблен. Однако его обошла вакханалия разрушения храмов 1924 г.. В советское время власти проявляли некоторую "заботу" о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани.
В 1930 году под руководством архитектора А.Г.Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было.
С началом перестройки оказался совсем бесхозным.
4 марта 2005 г. храм был передан Казанской Епархии Русской Православной Церкви, после окончания ремонтных работ предполагается его совместное использование Казанской епархией и администрацией города Казани.
В настоящее время идет реконструкция Храма.
С уважением, Токмачев Михаил