Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан представляет передвижной выставочный проект «Искусство Союза», посвященный 100-летию образования СССР. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ и АНО «Территория Культуры».
Выставочный проект представляет основные направления развития изобразительного искусства многонационального Советского государства в период с 20-х по 80-е гг. XX века.
В экспозиции представлена живопись, графика и скульптура из фондов РОСИЗО, Государственной Третьяковской галереи, Союза художников России, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Государственного историко-художественного и литературного Музея-заповедника «Абрамцево», Московского музея современного искусства, собрания семьи Д. Жилинского, а также из коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Искусство ХХ века, демонстрировавшее идейную целеустремленность и жизнеутверждающую силу, способствовало сплочению мастеров изобразительного искусства в единый равноправный многонациональный коллектив.
Во всех республиках молодого советского государства 20–30-х годов творчески переосмысливалось классическое наследие и создавалось новое искусство, получившее название «социалистический реализм», проникнутое радостью и оптимизмом, гордостью за успехи социалистического строительства, достижения первых пятилеток и советского уклада жизни.
Такое идеализированное изображение жизни процветающего и счастливого общества людей, строящих светлое будущее, можно увидеть на картинах Александра Дейнеки и Юрия Пименова.
Выставка иллюстрирует и возникновение в советском искусстве в конце 50-х годов нового направления, названного «суровый стиль». Для творчества художников этого направления характерны монументализация образов героев трудовых будней, стремление выразить энергию времени грандиозных строек и освоения космоса. Основоположниками и наиболее яркими представителями этого стиля принято считать Таира Салахова, Виктора Попкова, Гелия Коржева и других.
Еще одно направление живописи 60-х представлено на выставке работами «неофициальных» художников — тех, кто пытался выработать новые подходы к живописи и иной пластический язык. Эти мастера обращались к наследию древнерусского искусства, русского авангарда, а также к различным направлениям западного модернизма. Именно эти авторы сформировали уникальную неформальную субкультуру, исчезнувшую с распадом СССР и открытием «железного занавеса».
На выставке можно отметить важную особенность советского искусства 1960–1980-х годов — расцвет национальных живописных школ Белоруссии, Закавказья, Прибалтики, Средней Азии, Украины, каждая из которых имеет самобытную основу.
Выставка нам очень понравилась и творчество художников, очень интересные и многообразные. Но мне больше всего нравятся натюрморт и пейзаж.