Продолжаю рассказ о передвижном музее "Поезд Победы", который посетила 25 июля.
5 вагон. "Банно-прачечные поезда" и "Блокада"
Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена — основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.
Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны — блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей, —это Дорога жизни. Она проходила через Ладожское озеро: летом — по воде, а зимой — по льду.
Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной.
6 вагон. "Штабной вагон"
Успех операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования советской армии. С точки зрения военной науки наступление в Белоруссии является одной из вершин полководческого таланта.
Именно поэтому рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.
Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».
Успех сопутствовал Красной армии не только на поле боя, но и в новой сфере противоборства — радиоэфире. Здесь блестящую победу одержали советские контрразведчики.
"Бронепоезд"
Ярко проявили себя во время войны бронепоезда. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.
В этой тематической зоне посетитель может не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.
7 вагон. "Процессы и осуждение нацизма".
В первой части выставки рассказывают о разработке японскими военными бактериологического оружия и жестоких экспериментах над людьми. Здесь размещены декорации интерьера лаборатории и фрагменты Хабаровского процесса. Вторая часть вагона - это реконструкция зала судебного процесса во Дворце юстиции Нюрнберга.
8 вагон. "Победа, возвращение домой"
Это сидячий вагон, повторяющий интерьер второго вагона поезда.
Весна 1945 года. 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.
Музей, который не оставит равнодушным. Ни книги, ни фильмы не передадут таких впечатлений, как данный музей. Я в восторге. Было и страшно, и радостно.