В июле, на 3 дня приезжал передвижной музей "Поезд Победы" в Казань.
Выставку посетила 25 июля на железнодорожном вокзале "Казань-1".
"Поезд Победы" - единственная в мире иммерсивная инсталляция в составе поезда. В ее основе лежит документальная история о войне, рассказанная от лица ветерана-железнодорожника.
Заходя в поезд, всем раздавали наушники, через которые можно было услышать рассказ о вагонах. В самом поезде атмосфера реалистичная: шум движущего поезда, мелькание полей, станций, людей за окном, от всего этого создается реалистическое впечатление, тебя даже покачивает.
1 вагон. "Мирное время".
Последние часы перед войной. За окном мирная жизнь. Городской вокзал, солнечный летний день.
Пассажирский вагон, в котором едут люди из разных социальных слоев, самых разных возрастов, устремлений, профессий: инженеры, пионеры, лётчики... Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде. Романтика железных дорог, разговоры с соседями, пейзаж за окном. Кто эти пассажиры? Какие планы заставили их отправиться в путь?
Планам этим не суждено сбыться. Мирное время отсчитывает последние часы. 22 июня 1941-го года — день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей. В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «...без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы...»
2 вагон. "Поезд на фронт".
В каждую семью пришла война. Совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека — взрослого или ребенка, — равнодушного к судьбе своей страны.
В начале вагона плачет женщина, в ней воплощен образ всех солдатских матерей. В ее слезах — предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.
На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога. Впереди — неизвестность, холод надвигающейся беды. В руках у них солдатские медальоны, которые выдавались каждому зачисленному на военную службу: в такой медальон вкладывалась записка с указанием основных данных бойца, чтобы опознать его в случае гибели.
2 часть 2 вагона. "Окоп"
В этой части состава остро ощущается контраст между мирным спокойным временем, которое было еще совсем недавно, и внезапно обрушившейся на страну войной, надвигающимся ужасом разлук, потерь безвременья.
Первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства бойцов и первые потери. Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений, окопов и траншей на передовой в битве за Москву.
Взятию столицы СССР Гитлер придавал огромное значение, падение города должно было продемонстрировать всему миру триумф «молниеносной войны». Советское командование уделяло особое внимание организации обороны дальних и ближних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле, и в этих работах участвовало до 250 тысяч человек. В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это, 5 декабря 1941 года войска Красной армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.
3 вагон. "Концлагерь"
Самый "тяжелая" инсталляция.
Напоминание об одном из самых страшных преступлений Третьего рейха — концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Узников нацистских лагерей ожидали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры. Все эти ужасы не может вместить человеческий разум.
4 вагон. "Санитарный вагон"
Забота о раненых на войне — тоже своего рода поле боя, где идет борьба за спасение человеческих жизней. Перед глазами — трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны в самом начале жизненного пути.