18 октября 2005 года Казанском академическом русском драматическом театре, с 1948 года носящем имя В.И.Качалова, открыт первый в России памятник великому русскому актеру.
Памятник расположен в фойе-атриуме одного из старейших российских театров — Казанского государственного академического русского Большого драматического театра имени В.Качалова, где в 1897-1900 годов работал великий актер.
В.Качалов изображен в образе Чацкого из пьесы А.Грибоедова «Горе от ума». Высота статуи 2,3 метра.
Казань в жизни Качалова стала по- настоящему судьбоносным городом.Здесь он снискал первую любовь зрителей, успех и признание.
Василий Иванович Качалов (настоящая фамилия - Шверубович). Родился 30 января (11 февраля) 1875 года в Вильне - умер 30 сентября 1948 года в Москве. Русский и советский актер театра и кино, мастер художественного слова (чтец), педагог. Один из самых знаменитых актеров МХАТа. Народный артист СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943).
Василий учился в 1-й Виленской гимназии,где и приобрёл репутацию декламатора и актёра, участвуя в любительских спектаклях. Одним из его коронных номеров было исполнение монолога Чацкого.
В 1893 году поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где играл в драматическом студенческом кружке.Позднее выступал в Вильне и Ковно на гастролях Московского художественного театра.
В 1896 году стал актёром петербургского Театра Литературно-артистического общества
актическим владельцем которого был Алексей Суворин, владелец и редактор газеты «Новое время». По одной из версий, именно Суворин придумал сценический псевдоним «Качалов» вместо «неблагозвучной» фамилии актёра. По другой, сам Шверубович, случайно прочитав в петербургской газете некролог Николая Качалова, решил взять его фамилию.
Летом 1897 года участвовал в гастрольной поездке Василия Далматова, исполняя крупные роли, например, Борис Годунова в «Смерти Иоанна Грозного» по Алексею Толстому.
В 1900 году был принят в труппу Московского Художественного театра, где дебютировал в роли Берендея в «Снегурочке» Островского.
Преподавал в драматической студии на Пречистенских рабочих курсах.
После Октябрьской революции в 1919-1922 годах с группой артистов гастролировал по Югу России, затем в Болгарии, Югославии, Австрии, Чехии, Германии, Дании и Швеции.
В 1922-1924 годах с труппой МХАТ, возглавляемой Станиславским, выступал в Европе и в Америке.
С 1924 года работал в Москве.
Значительное место в творчестве Качалова занимала деятельность на эстраде, работа на радио, записи произведений поэзии (Сергея Есенина, Эдуарда Багрицкого и других) и прозы для граммофонных пластинкок. Он создал особый жанр эстрадного исполнения драматических произведений - «монтажи», в которых играл по несколько ролей.