Аничков мост — один из негласных символов Санкт-Петербурга, который декорирован скульптурами укротителей коней.
Сооружение соединяет два берега реки Фонтанки — Спасский и Безымянный острова. Общая длина моста — 54,6 метра, а ширина — 37,9. Мост поделен на три полосы автомобильного движения и тротуары для пешеходов по обеим сторонам.
Первым мостом через Фонтанку стало деревянное сооружение, которое возвели в 1716 году еще в правление Петра Великого. Мост длиной в 150 метров много раз укрепляли, перестраивали сначала в дереве, а потом и в камне. В 1721 году расширили переправу до восемнадцати пролетов. В средней части моста появился подъемный пролёт, так как было налажено судоходство.
В 1726 году мосту потребовался капитальный ремонт, как и в 1742. Семь лет спустя на этом месте был выстроен новый мост Семеном Волковым. Он ничем не выделялся на фоне мостов того времени.
Свой нынешний облик мост обрел полтора века назад в царствование Николая I. Он был торжественно открыт в начале 1842 года. Именно тогда перила стали чугунными с декором из морских коньков и русалок, а опоры и пролеты сооружения облицевали гранитом.
В народе сооружение сразу стали называть — Аничковым. Связано это с именем командира рабочего батальона, который возводил мост. Он находился под руководством Михаила Аничкова, подполковника-инженера. Он и его батальон возвели слободу неподалеку от моста.
Для украшения ограждений были взяты за основу эскизы немецкого архитектора Карла Шинкеля. В то время такие же русалки, рыбы и морские коньки уже украшали берлинский Дворцовый мост.
Русалки на ограждениях моста необычны. У них есть не только хвост, но и ножки с копытцами.
Декоративными элементами моста должны были послужить статуи быков и коней. Впоследствии решили, что на мосту останутся только скульптуры коней. Изначально они предназначались набережной Адмиралтейства, но планы изменились.
Тогда создатель композиций Петр Карлович Клодт предложил украсить лошадьми новый Аничков мост. Идея была принята благосклонно.
Скульптуры несколько раз преподносились в дар главам других держав. Так первая версия композиции сразу после отлития отправилась в Берлин, а на мосту появились гипсовые копии. Через три года коней снова послали в дар, на этот раз королю Сицилии за оказанное гостеприимство супруге царя.
Статуи коней, идущих в сторону Адмиралтейства, имеют подковы.
Те же, что движутся в сторону Литейного проспекта идут без подков. Это связано с тем, что на современной площади Восстания некогда имелись кузницы и мастерские, где можно было подковать коней
Таким образом, композиции служили современникам Клодта своеобразным ориентиром, где можно подковать свою лошадь. Сегодня благодаря этим бронзовым животным узнают одну из популярнейших достопримечательностей северной столицы.
Аничков мост, как всякое красивое и старинное место, овеян преданиями.