| Автор блога: | Ариадна Аксенова |
| Все рубрики (348) |
| Музеи (93) |
| Праздники (6) |
| Театр (40) |
| Памятники (19) |
| Концерты (14) |
| Архитектура (32) |
| Парки (7) |
| Выставки (37) |
| Кинотеатр (1) |
| Волонтер (23) |
| Мастер-класс (0) |
| Фестиваль (1) |
|
В Национальном музее РТ, проходит выставка "Василий Заусайлов:коллекционер и меценат". Здесь я увидела редкости из коллекции первого казначея музея Василия Заусайлова:предметы Древнего Египта,античного Причерноморья,восточного быта,русскую этнографическую коллекцию, в том числе – женскую одежду с уникальными головными уборами и праздничную посуду.
Василий Заусайлов (1845-1913) – купец, банкир, почётный гражданин Казани, меценат последней трети XIX столетия. Его выставка входит в цикл «Казанские коллекционеры», который показывает редкости знаменитых коллекционеров Казани. Прежде часть предметов из собрания Василия Заусайлова, безусловно, уже экспонировалась в ходе других сборных тематических выставок, но впервые в послереволюционной истории музея они представлены вместе — как самостоятельная коллекция. Причем выставляется собрание Заусайлова почти полностью — 120 предметов из 150 имеющихся в фондах Национального музея РТ.
Ариадна Аксенова
12 октября 2022
+9
356
12 комментариев
|
|
7 октября, я была на открытии выставки "Пять стихий" в Казанском Кремле, в Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Проект экспонирует историческую и современную керамику, стилизованную под народный гончарный промысел Пестречинского района республики.
"Пять стихий– это вода, огонь, воздух, земля и человек, его творческая энергия", – рассказывала на презентации автор современных изделий из керамики Наталья Анатольевна Пилюгина, член Союза художников, Палаты ремесел РТ, мастер народных художественных промыслов.После выступления, сострудники Пестречинского Краеведческого музея провели увлекательную экскурсию по музею. На этом фото я с сотрудниками Пестречинского музея и Пилюгиной Н.А.Общение с ними было очень приятным и познавательным. Из 82 предметов на выставке 66 выполнены лично Натальей Анатольевной, еще 16 – музейные экспонаты, как, например, стул-кувшин на трех ножках «Райские птицы клюют ягоды», созданный в начале ХХ века. Предметы керамики из своих фондов для выставки предоставили Краеведческий музей Пестречинского района и музей ИЗО РТ. Кроме того, керамическую палитру дополняют фотографии о гончарном ремесле района конца XIX – начала ХХ века. Меня очень заинтересовал эспонат-старинной квасницы, очень необычной формы и узором. Пестречинский район был образован в 1930 году, сам Краеведческий музей Пестречинского района был основан в 1986 году и разместился в старинном здании школы, построенной из местного кирпича красной глины. Расцвет гончарного дела в районе приходится на конец XIX – начало ХХ века. Здесь находилось 356 дворов, из них практически половина занимались гончарным промыслом. В 1910 году был издан указ о строительстве гончарных, художественно-ремесленной мастерских, директором стал выпускник Санкт-Петербургского художественного училища имени Штиглица Александр Ильинский. Эта учебная мастерская работала до 1921 года. Многие работы доставлялись в Санкт-Петербург и Казань, а потом расходились по всей России. |
|
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь (изначально — Свияжский Богородицкий монастырь) был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI—XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых. Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии. 9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году. В годы становления советской власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвратили в Свияжск. В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена. В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён. 14 июня 2019 года в монастыре была отреставрирована и открыта мемориальная келья основателя монастыря святителя Германа (Садырева-Полева). 28 августа того же года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) освятил отреставрированный Успенский собор монастыря. 20 августа в монастыре был восстановлен памятник преподобному Сергию Радонежскому, созданный в конце 1990-х годов по благословлению игумена Кирилла (Коровина), однако утерянный при реконструкции монастыря — его обнаружили закопанным в землю у алтарной части Успенского собора. 6 июля 2021 года, в праздник второго перенесения мощей святителя Германа, состоялось освящение отреставрированного храма Святителя Николая Чудотворца, богослужение возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. |
|
Возникновение женского монастыря св. Иоанна Предтечи (Иоанно-Предтеченского женского монастыря) берёт своё начало с постройки в Свияжске в 1567 г. деревянной приходской церкви Рождества Христова. При этом храме сформировалась небольшая женская монашеская община, подвижницы которой жили в кельях, выстроенных ими. Как полагает дореволюционный исследователь истории монастыря Юдин П.Л., монастырь был построен внутри города, на Большой (Успенской) улице, где ныне торговая площадь и спуск к церкви Константина и Елены.
В 1701 г. деревянная церковь обновилась, был выстроен каменный храм Рождества Христова с приделом Иоанна Предтечи. Сформировавшийся женский монастырь стали называть «Рождество-Предтеченским», «Рождественским», «Иоанно-Предтеченским». Имя святого крестителя было дано этой женской обители при официальном её учреждении. После пожара 1795 года, уничтожившего монастырские постройки, обители передали пустующие здания бывшего мужского монастыря. Она также получила существенную государственную дотацию, после чего началось строительство кирпичных хозяйственных и жилых зданий. В 1796-м к Сергиевской церкви пристроили Иоанно-Предтеченский придел и колокольню. В 1898—1906 годах велось строительство собора в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Проект собора в неовизантийском стиле разработал архитектор Федор Малиновский. Ежегодно в городах и селах Казанской епархии проходили молитвенные шествия сиконой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Расположенный на возвышенности собор является архитектурной доминантой города. В начале XX века в Иоанно-Предтеченском женском монастыре числилось около 400 монахинь и послушниц. Это был второй по величине женский монастырь после Казанского Богородицкого. В 1919 году обитель закрыли и осквернили. В советское время монастырские храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Старинный иконостас деревянной Троицкой церкви хранился в Государственном музее ТАССР. В 1959 году храмовое здание отреставрировали. Интерьер собора сохранился до наших дней. Троицкая церковь, возведенная в 1551-м — самый старый храм Среднего и Нижнего Поволжья. Это единственная сохранившаяся часть первоначального деревянного Свияжска. В XIX веке Троицкий храм утратил шатер. Он получил новые железные кровлю и главу, а также тесовое покрытие. В советское время иконы XVI—XVII веков из церкви вывезли, однако основание иконостаса сохранилось. Одноглавая каменная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского возведена в 1604 году. Это одностолпный трапезный храм, к которому позднее пристроили колокольню. На крытой паперти имеется большая фреска. На стене изображены Ветхозаветная Троица и предстоящие святые Сергий Радонежский и Александр Свирский. Самый большой храм Свияжска — собор во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Это монументальное многокупольное сооружение из красного кирпича в так называемом русско-византийском стиле. Его строительство завершилось в 1906 году. Расписали храм в 1914-м. Сохранились также башня-часовня 1901 года (в 2004-м ее отремонтировали и освятили в честь Николая и Александры, Царственных Страстотерпцев) и жилые и хозяйственные монастырские здания XIX века. |
|
Совсем недавно в выставочном зале "Манеж" открылась выставка-От "оттепели" до "перестройки". Искусство СССР 1960-1980 годов.
Выставка приурочена к 100-летию образования СССР и является совместным проектом Музея-заповедника «Казанский Кремль» и Государственного музейно-выставочного центра "РОСИЗО". Период, который представлен в залах — важная веха в летописи российского искусства. Изобразительное искусство СССР 1960–1980-х годов переживало бурный расцвет. Недаром его называют «серебряным веком» советского искусства. Основной интригой того времени было противостояние официального и неофициального искусства. Эти различия, которые не всегда можно описать с помощью четких критериев, безошибочно угадывались публикой. Официальные художники имели возможность выставляться на самых престижных площадках страны. При этом они не обязательно должны были напрямую следовать социалистическому реализму. Большая часть художников в экспозиции, отвергали социальный заказ и посвящали свои творческие усилия выработке индивидуальной художественной манеры, выражавшей их собственное видение мира. Большой блок посвящен региональным живописным школам. Их яркие представители: Адия Ситдикова из Уфы, Шалва Бедоев из Владикавказа, Александр Пантелеев из Вологды, Владимир Юкин из Владимира. Интересными художниками представлены и бывшие союзные республики: Молдавия – Игорь Виеру, Прибалтика – Херберт Силиньш, Туркмения – Иззат Клычев, Азербайджан – Таир Салахов. Всего в экспозиции представлено более 50 работ, созданных в различных видах искусства. |
|
Этот дом построен для купца Федора Тихоновича Каменева — крупного торговца бакалейными, промышленными товарами, хлебобулочными изделиями, владельца нескольких небольших заводов в Свияжске, грузовых и пассажирских пароходов. Затем дом переходит к его сыну Василию Каменеву. На первом этаже находились пекарня и магазин, второй этаж был жилым.
Сейчас здесь распологается гостиница, но внутреннее убранство соответствует эпохи 19 века. Здание двухэтажное, полукаменное (низ краснокирпичный, верх деревянный, в 12 окон по фасаду), на втором этаже — богатый резной декор окон и карниза. Здание утрачено, возведено заново в 2010-2011 гг. из современных материалов, но имеет деревянную облицовку. Со стороны Троицкой улицы сохранилась часть кирпичной ограды и арочных ворот. Гостиница «Дом купца Ф. Т. Каменева» воссоздает атмосферу купеческого дома. До реконструкции здание выглядело вот так. Сейчас это памятник жилой архитектуры, важный элемент в застройке площади, выполненный в классицистических традициях с использованием элементов русского деревянного зодчества. |
|
В нижней, посадской части Свияжска, рядом с причалом, внутри искусственного холма расположился один из самых необычных музеев заповедника "Остров-град Свияжск" — Музей археологического дерева «Татарская слободка». Над созданием этого музея трудились десятки организаций и сотни специалистов. Отрытие состоялось 5 сентября 2018 года.
Здание построено над археологическим раскопом на территории исторического посада Свияжска.В экспозиции находятся только предметы найденные в раскопе. Только здесь можно увидеть деревянные постройки городской застройки XVI-XVIII вв., узнать, чем занималось население Свияжска с самого его основания, прогуляться по застекленной вековой улице и заглянуть в настоящий древний переулок. Коллекция музея огромна и насчитывает более 140 тысяч артефактов XV-XX вв., а древнейшие предметы в экспозиции – это каменные орудия и лепная керамика от V тыс. до н.э. - V н.э., обнаруженные в округе и на территории Свияжска. Здесь есть макеты Троицкой деревянной церкви конца XVII в., видеофильмы, а анимированное панно «Свияжск XVII в.», где 450 персонажей, задействованные в 120 сценах, покажут вам, как кипела жизнь в то далекое время. Больше всего меня впечатлил в этом музее стеклянный мост, это так необычно и интересно, ходить над древнем поселением. |
|
В 2017 году, в Свияжске в комплексе зданий пожарного обоза открылись информационно-туристический центр и художественная галерея Свияжского музея-заповедника.
Двухэтажное здание было построено в середине XIX века, корпуса пожарной части и обоза возведены в 1877 году. Ранее утраченная каланча над правым корпусом исторического здания восстановлена. Комплекс зданий пожарного обоза является памятником гражданской архитектуры в стиле эклектики. Было очень интересно подниматься по винтовой лестнице, а на самом верху каланчи, распологается смотровая площадка.С нее открывается замечательный вид на остров-град. В 2015 году здесь началась комплексная реставрация: были отремонтированы кровля и фасады, осуществлена замена окон, дверей, перекрытий полов и потолков. В здании воссозданы лестницы, смонтированы инженерные сети. После ремонта в 2017 году открывшийся в историческом здании информационно-туристический центр и художественную галерею Свияжского музея-заповедника осмотрел первый Президент Татарстана, Государственный советник РТ Минтимер Шаймиев. Он поднялся на восстановленную каланчу и полюбовался панорамой острова-града. |
|
В государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповедник "Остров-град Свияжск" проводилась выставки «瓷烤炉 О необычном заказе Петра Первого в Китай»
Выставка была приурочена к 350-летию со дня рождения Петра Первого (1672-1725). Участие в проекте принимали Институт археологии РАН, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Государственный Исторический музей, частные коллекционеры России. Российский государственный гуманитарный университет, Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, художественные организации Казани и Свияжска, частные коллекционеры России. Концепция выставки строится на документальной основе, в том числе на известной роли Петра Великого в появлении в России нового типа изразцов, выполненных по образцу голландских плиток, а также истории заказа Петром Первым в 1715 г. в Китае изразцовых печей и их доставке в Россию. В начале XVIII в. Петр Первый предпринимает различные действия для распространения в России нового вила печных изразцов, сделанных на манер европейских. В общих чертах эти истории известны. Менее известный сюжет, связанный с заказом Петра Первого в Китае изразцовых печей для нескольких зданий в Петербурге. Речь идет об экспедиции в Китай 1719 г., во главе с капитаном Преображенского полка, чрезвычайным посланником молодой Российской империи, Львом Измайловым. Известно, что эти печи были изготовлены и доставлены в Россию, однако, поскольку следы их пока не обнаружены, можно лишь предполагать, как выглядели эти печи. Сведения о дальнейшей судьбе изразцовых фарфоровых печей, изготовленных в Китае, отсутствуют. |
|
С августа по сентябрь 1918 года Свияжск и его окрестности были ключевой точкой первого этапа Гражданской войны в России. Здесь сошлись противоборствующие силы: белые, занявшие Казань, и красные, закрепившиеся на правом берегу Волги у станции Свияжск. Между Казанью и Свияжском целый месяц продолжались бои. Они завершились победой Красной Армии.
Дом в котором расположился музей, в стиле позднего классицизма является центральной частью небольшой городской усадьбы первой половины XIX века. Именно здесь, по воспоминаниям местных жителей, останавливался Лев Троцкий, а в августе – сентябре 1918 года Свияжск и его окрестности оказались в эпицентре первого этапа Гражданской войны в России. В музее вы сможете увидеть историческую кинохронику и видеосюжеты по истории Гражданской войны, макет железнодорожной станции с поездом Троцкого, топографическую карту значимых операций, а также посетить «рабочий кабинет» наркомвоенмора, где выставлены его печатные труды и подлинные предметы – находки с мест боев 1918 года, обнаруженные в Свияжске и окрестностях. |