Автор блога: | Игорь Ефремов |
![]() |
Все рубрики (130) |
![]() |
Театр (7) |
![]() |
Музей (18) |
![]() |
Парк (5) |
![]() |
Памятники (23) |
![]() |
Выставка (14) |
![]() |
Выставка (17) |
![]() |
Волонтер (11) |
![]() |
Архитектура (14) |
На цокольном этаже мечети Кул-Шариф есть постоянная выставка, которая представляет галерею фотоизображений дореволюционных пятничных мечетей.
Мечеть это пространство для отправления молитвы. Джума-мечеть — мечеть для коллективной молитвы, совершасмой в полдень пятницы. Название происходит от арабских слов (мечеть), (собрание). На выставке представлена галерея дореволюционных, современных и проектируемых пятничных мечетей Казани и состоит из трех блоков. В первом блоке – изображения дореволюционных пятничных мечетей Казани. Увеличенные фотоснимки позволяют рассмотреть детали оформления и архитектуру 12 соборных мечетей последней трети 18 – начала 20 веков. Выставка познакомит с благотворителями, архитекторами и стилистическими особенностями каждой из старинных татарских мечетей. Второй блок – это современные авторские фотоснимки, на которых запечатлена мечеть Кул Шариф. Здесь можно не только увидить Интересен не только узнаваемый образ мечети снаружи, но и жизнь храма изнутри: это и виды молельных залов, моменты праздничных богослужений, повседневность музея исламской культуры. Третий блок изображений – это пять финалистов Открытого Международного конкурса на разработку эскизного проекта Соборной мечети Казани. В мае 2022 года состоялась закладка камня на месте будущей Соборной мечети. И любопытно увидеть, от каких образов будут отталкиваться создатели нового архитектурного чуда столицы Татарстана. Пятничные мечети, представленные на выставке, иллюстрируют диалог различных традиций и стилей в архитектуре прошлого, настоящего и будущего. Проект приурочен к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией.
Игорь Ефремов
4 декабря 2024
+1
90
Нет комментариев
|
На первом этаже мечети Кул-Шариф с 15 октября 2024 года проходит выставка "Солнце ислама". Открылась в преддверии саммита БРИКС в Казани.
Она представляет издания, созданные и бытовавшие в России, Индии, Иране, Центральной Азии из собрания фонда Ибн Сины Научной библиотеки К(П)фу, Музея заповедника "Казанский Кремль". В экспозиции представлены копии редчайших Коранов X-ху веков, шедевров персидской поэзии "Шахнаме" Фирдоуси и "Хамсе" Низами, украшенные рисунками гения исламской миниатюры Камалетдина Бехзада (Xу в.). Татарские рукописи ХVIХІХ веков "кыйссаи Йусуф" Кул Гали, "Нахдж ал-фарадис" Махмуда ас-Сараи "Нуры содур" Мухаммедьяра рукопись X века -сборник хадисоваль-Бухари из библиотеки Шигабутдина Марджани. |
3 декабря я посетил выставку, которая с 15 октября 2024 г. проходит на цокольном этаже мечети Кул-Шариф, ее название "Казанские издания Корана".
В основе выставки – галерея изображений казанских Коранов 19 – 20 веков из собраний Музея-заповедника «Казанский Кремль» и Научной библиотеки Казанского (Приволжского) Федерального университета. По ним можно познакомиться с разнообразием художественного оформления, набора арабского текста Корана. Второй раздел знакомит с уникальными предметами из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль». Среди них: томик 1803-го года казанских Коранов для детей, Коран 1796 года, напечатанный в последний год правления Екатерины II, старинные Кораны, выпущенные типографиями Казани в период с 1803 по 1919 гг. Отдельный раздел – об исследованиях, посвященных казанским изданиям Корана. Первые работы в этой области принадлежат татарским богословам и просветителям Шигабутдину Марджани, Ризаэтдину Фахретдинову, Мусе Бигиеву. Современный этап осмысления представляют монографии российских арабистов Ефима Резвана и Нурии Гараевой, муфтия Татарстана Камиля Самигуллина и иракского профессора Ганима Каддури. Заключительный раздел представляет историю казанского Корана в 1930-2020 годы. Это и печатание Корана татарскими диаспорами на основе казанского набора в Японии, Финляндии, Турции, и выпуск Коранов в Советской России, и деятельность Духовного управления мусульман Республики Татарстан по возрождению традиций коранопечатания в Казани в 21 веке. |
На цокольном этаже мечети Кул-Шариф проходит выставка "Мир ислама в фотоколлекции Императорского Православного Палестинского общества".
Выставка представляет 60 фотографий рубежа 19-20 веков из коллекции Императорского Православного Палестинского Общества. На этих снимках, хранящихся в фондах Государственного музея истории религии, запечатлены повседневная жизнь мусульман, святые места, почитаемые христианами и мусульманами. Фотографии Бруно Геншиля, Ивана Барщевского и ателье Бонфис дополняют аяты Корана, стихи и проза А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама и И.А. Бунина. Выставка приглашает к разговору о человеке и семье, о молитве и паломничестве, о воде и хлебе, о Книге и знании, о жизни и смерти, о многих других понятиях – через художественные образы, религиозную традицию и тексты классиков русской литературы. Куратор проекта – Ефим Резван, российский арабист, профессор, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РА. |
Сегодня я побывал в Музее исламской культуры, это структурное подразделение Музея-заповедника «Казанский Кремль», находится на цокольном этаже мечети Кул Шариф.
Мне очень понравилась уменьшенна, копия мечети. Музей дает общие представления об исламе как о мировой религии, знакомит с ролью ислама в истории и культуре татарского народа, отражает специфику восприятия и вклад татар в общую культуру ислама, особенности мусульманских традиций у народов Поволжья. В экспозиции музея представлены тюркоязычные рукописные и печатные издания, керамические изделия и изразцы периода Золотой Орды, макет мечети Нур-Али, располагавшейся в Кремле в XIV–XV веках, миниатюрный Коран с коранницей XIX века и многое другое. В музее также установлен интерактивный экспонат «Листающийся Коран», который позволяет услышать популярные суры в исполнении знаменитых чтецов, познакомиться оригинальным арабским текстом и переводом Священного Писания. В музее на постоянной основе проводятся обзорные и тематические экскурсии, мастер-классы, квесты, викторины и другие культурно-образовательные программы, рассчитанные на все возрастные категории. |
Самая величественная мечеть Республики Татарстан и Казан - это Кул-Шариф, главная джума-мечеть с 2005 года. Расположена на территории Казанского Кремля.
История: строительство мечети было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья 16 столетия. Историческая мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Комплекс мечети: главное здание (с шестью минаретами и двумя пристроенными по бокам полупавильонами) и отдельно стоящий двухэтажный административно-хозяйственно-пожарный павильон. Внутреннее пространство: рассчитано на полторы тысячи человек, на площади перед ней могут разместиться ещё десять тысяч. Оформление: здания мечети облицованы белым мрамором, купол и шпили минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями исламской тематики и гранями порталов. |
На территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря в Казанском Кремле есть уличная выставка "Несвиж – достояние мировой культуры".
Этот фотопроект, посвященный уникальному Дворцово-парковому ансамблю 16-19 веков в Несвиже (Республика Беларусь), приурочен к памятнику Всемирного наследия ЮНЕСКО и проходит в рамках подписанного в сентябре соглашения о сотрудничестве между музеями-заповедниками. Фотографии, представленные на выставке, созданы талантливыми фотохудожниками Александром Алексеевым и Олегом Лукашевичем, лауреатами премии Президента Республики Беларусь "За духовное возрождение" в 2005 году. Они предлагают зрителям уникальную возможность узнать о богатой истории Несвижского замка и его великолепных музейных коллекциях. Выставка разделена на несколько тематических секций. В разделе "Архитектура замкового комплекса" представлены впечатляющие фотографии дворцово-паркового ансамбля, а также великолепных ворот и башен Несвижского замка. Самым масштабным является раздел «Великолепие залов», который знакомит с жизнью владельцев замка и мастеров искусства, оформлявших его интерьеры. Посетители смогут увидеть бальный, каминный, золотой, гетманский, охотничий, звёздный и театральный залы, а также уникальные коллекции, включая кабинет "Минералы" и зал Слуцких поясов. Заключительный раздел выставки, названный "Рукотворная природа Несвижа", раскрывает красоту природных ландшафтов, окружающих эту белорусскую жемчужину. На выставке представлены фотографии пяти парков и трех искусственных озер, подчеркивающие гармонию архитектуры и природы. |
Реставрация Спасской башни Казанского Кремля, и помещения бывшей церкви Спаса Нерукотворного, завершилась 30 августа 2023 года. Все работы лично оценил Раис Татарстана Рустам Минниханов.
Музей Спасской башни рассказывает историю Казанской крепости в целом, этапы ее строительства и развития на протяжении веков, начиная с периода волжских булгар. Здесь представлены элементы оружия (наконечники стрел, пики, сабли, каменные и литые ядра и т.д.), макеты отдельных строений. Также много мультимедийного контента для детального погружения в тему экспозиции. На одной из стен воспроизведен интерьер надвратной церкви Спаса Нерукотворного. Много тактильных станций – где-то посетителям предстоит собрать мегапазл, где-то отыскать артефакт в песке. В виде макета, к которому можно и нужно прикоснуться, икона Спаса Неруковторного (для посетителей с недостаточным зрением). Но главный экспонат, пожалуй, – подъемный механизм опускной решетки ворот крепости (герсы). Саму ее частично видно в полу под стеклом, а также с улицы – при проходе через нынешний въезд Спасской башни. Прежде вход в крепость был Т-образным, с двумя герсами. Вторая, чуть меньше, также будет продемонстрирована посетителям. На куполе самой башни транслируется при бое часов медиаинсталляция, также рассказывающая историю башни. |
Летом 2014 года на территории Казанского Кремля, завершился симпозиум по скульптуре "Мелодия камня", организованный международной организацией ТЮРКСОЙ в рамках программы "Казань – столица тюркского мира". Так появилась выставка под открытым небом "Мелодия камня".
Восемь известных скульпторов из Казани, Уфы, Крыма, Азербайджана и Турции в течение трех недель работали на территории заповедника под открытым небом, высекая из огромных глыб известняка, привезенных, к слову, из Лениногорского района, причудливые образы, которые до поры до времени жили только в творческом воображении мастеров резца. Но, по сути, они шли к одной цели, сформулированной организаторами симпозиума, – осмыслить и оживить символический язык тюркского пластического мышления. Уникальность данного проекта заключалась также в том, что наблюдать за творческим процессом могли все желающие. Скульптуры, созданные в рамках симпозиума «Мелодия камня», разнообразны по форме, сюжету и стилю исполнения, но их объединяет тюркско-татарский колорит. Он читается в каждом образе, будь то Мать-земля в облике молодой девушки, влюбленная пара или отдыхающая женщина, чей взор, по замыслу автора, устремлен на сокровища озера Кабан. |
Я очень люблю гулять на территории Казанского Кремля, это самое красивое место в городе.
Древняя Казань возникла как защитница Волжской Булгарии в 10 веке. Опасаясь набегов на свою территорию, булгары построили оборонительную крепость из дерева, а со временем перестроили её в камне. В середине 15 века, после распада Золотой Орды, Казань стала административным центром нескольких земель, которые получили название Казанского ханства. Численность города постепенно увеличивалась, и началась застройка территорий за пределами старой крепости. Внутри кремля появился ханский двор с постройками из кирпича: дворцами, мечетями и ханскими мавзолеями. В 1552 году русские войска по приказу Ивана Грозного захватили город, оставив после себя одни руины. Практически весь кремль Казани сгорел, а ханские дворцы и мечети со временем были полностью разрушены. В город начали прибывать русские, и одна культура стала оттеснять другую. На территории кремля и за его пределами появились православные храмы, церкви и монастыри. Иван Грозный отдал приказ отстроить белокаменную крепость со стеной и башнями, пригласив в город лучших псковских зодчих. 34 К началу 17 века Казанский кремль имел то очертание, которое сохранилось до наших дней. К середине 19 века были построены почти все ключевые сооружения внутри кремля. Столетием позже, с приходом советской власти, многие часовни и храмы сильно пострадали в ходе антирелигиозных действий по всей в стране. Сегодня это территория музея-заповедника, все объекты которого охраняются государством. А с 2000 года — ещё и входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО |