В школе в кабинете родного языка я познакомилась с традиционными женскими татарскими головными уборами.
Вторая половина ХIХ века считалась эпохой возрождения новых сил – серьезные изменения испытала женская одежда. Формировался новый утонченный стиль татарского костюма. Невозможно представить татарский костюм без красиво расшитых калфаков и тюбетеек.
Калфак – это вид женского головного убора, неотъемлемая часть татарского национального костюма. Слово «Калфак» образовано от сочетания «кале» (голова) и «пак» (одежда, накидка), получается - накидка, укрытие для головы. На старинных калфаках часто изображались различные пожелания, обереги, молитвы, что придавало головному убору некоторую магическую окраску.
Раньше у народа татар были популярны белые мягкие трикотажные или вязанные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. Затем появились большие, бархатные калфаки с крупными золотошвейными узорами и бахрамой, свисающей до самых плеч.
К середине ХIХ века калфаки становятся короче, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Часто такие калфаки носились под платком или шалью. В орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже – цветной бисер.
У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. «Городские калфаки» вязались в полоску из цветных шелковых нитей.
Головные уборы - калфаки замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Они были различны по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные.
Девичьи уборы имели калфаковую и шапкообразную форму. Косы находились на спине и оставались открытыми. Калфак был самым популярным девичьим головным убором. Носили его модницы.
Самым популярным девичьим убором был калфак, который надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука чачак), а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок.
Татарские узоры на калфаке
Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером.
Каждый калфак украшался узорами, орнаментами. В татарской вышивке чаще всего узоры и орнаменты носили цветочно – растительный характер. Например: можжевельник, шиповник, рябина - растения счастья.
Роза- считается знаком красоты и любви.
Тюльпан – один из первых весенних цветов и часто встречающийся элемент в татарском орнаменте. По сей день принято использовать цветы и ветки как талисман.
Со временем калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве сценического костюма.