Кого мы чаще вспоминаем, когда слышим слово «Кукла» – розовощекого «Пупса», веселую, разухабистую «Матрешку» или длинноногую «Барби»? Понятие «Кукла» пришло к нам из глубокой древности и возникло оно задолго до появления живописи и письменности.
Одни ученые считают, что у термина греческие корни «κοῦκλα», в прямом переводе означающее «человеческую фигурку». Другие, что происходит оно от латинского «cucullus» – «куколь, капюшон, накидка».
В самые Древние времена у человека уже была потребность выражать свои фантазии. Люди собирали палочки, травинки и кору деревьев, все это замешивалось и соединялось, в итоге, получалась, вполне себе, Кукла.
И вот в руках у ребенка «мамин заменитель», способный, на время отвлечь и занять. С такой куклой можно играть и получать новые впечатления. Уже в ту далекую эпоху Кукла выполняла важную функцию, служила детским оберегом.
На территории Древнего Египта были найдены куклы, предположительно изготовленные в ХХ веке до нашей эры. Вырезанные из дерева или кости, эти куклы были плоской формы. Одежда наносилась красками, поверх туловища. Замысловатые прически из нитей и глиняных бус, украшали их головы.
Великие греки, Геродот и Аристотель, в своих сочинениях запечатлели историю о существовании кукол на ниточках, марионетках. Из древних трудов мы узнаем о «кукольнике – дёргателе ниточек Патейне», которому разрешалось выступать в знаменитом театре Диониса, где давали представления только Великие мастера. Это первое в истории человечества упоминание имени Кукольника.
В дальнейшем, кукольные театры, получили широкое распространение в Древнем Риме. Куклы преображались, их облик все больше приближался к человеческому.
В Древнем Риме девочкам дарили кукол в день их рождения. Всю дальнейшую жизнь, вплоть до дня свадьбы, сопровождали они молодых римлянок.
Но жизнь не стоит на месте, вот и кукольный мир претерпевает множество изменений. Англия, Франция и Германия стали колыбелью кукольного производства в XV-XVI вв.
Образы кукол усложняются, они становятся всё более художественными. Процесс создания стал трудоёмким. Впервые появились специализации мастеров.В Англии, в XV-XVI веках, кукол начали создавать из дерева. В Германии кукол отливали из воска. Во Франции, кукольные мастера, впервые в истории, стали создавать кукол-манекенов, призванных демонстрировать роскошные наряды.С появлением «Бисквитного» фарфора, матового, тонированного в телесный цвет, лица кукол засветились теплой и естественной красотой.
В России кукольное ремесло развивалось своим самобытным путем.Центрами народного кукольного промысла издревле являлись Городец, Богородское, Сергиев Посад. Народные умельцы создавали необыкновенно душевные, уникальные игрушки.
Создание куклы всегда признавалось тонким искусством, мастера-кукольники высоко ценились в обществе, а коллекционеры и любители готовы отдать немалые средства для приобретения полюбившейся Куклы.
В наше время очень часто в разных городах проводятся выставки кукол. Такое разнообразие экспонатов, что глаза разбегаются.
Являясь частью истории и культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Она рассказывает о наших нравах, достижениях и предпочтениях. В этом главная ценность и очарование Куклы.