Село Алат

5 мая 2018 - Трофим Чирков

Название Алат происходит от татарского слова ал- возьми, ат -лошадь, или ала- пестрая, тай — гора. Второе толкование отчасти объясняется тем, что при размыве Алатской горы, (тау) обнаруживались разные слои придававшие ей пестрый (ала) вид. Либо Алаты – бома по китайским источникам очень многочисленный народ. Их потомки сохранились в родоплеменном составе тюркских народов от Туркомании до Якутии. Много их было и среди родовых групп монголов. По китайским данным, алаты пахали на лошадях, но не ездили на них. Что позволяет их связывать с курумчинцами, с хазарами, с волжскими булгарами, т.е. тюркскими культурами имевшими земледельческий характер

 

Известно с конца 16 в. «Алатская дорога» часто упоминается в исследованиях профессора И.М. Покровского о Казанском архиерейском доме и другие, вполне объясняет первое толкование названия Алат, служившим перепутьем из Казани в вятский край; здесь предлагали сменить лошадей.

Галицкий тракт — Старинный торговый тракт из Казани в Галич (Костромской губернии).

От Казани прямо на север, в близком между собою расстоянии, идут два торговых тракта: Галицкий и Уржумский. Оба сходятся в торговом селе казанского уезда Алатах, из которого один направляется к г. Галичу, а другой — к г. Уржуму Вятской губ.

По этим трактам преимущественно провозятся разные лесные изделия: рогожи, циновки, мочало, береста, деревянная посуда и проч.С начала пароходства по реке Вятка и с проведением через г. Вятку железной дороги, значение Алатской дороги пало, только сохранилась любовь к ямщиченью среди многих жителей Алат.    

Татарское название Алат свидетельствует, что здесь сначала было древнее татарское городище. Около древнего городища были плиты с арабскими надписями: сохранилась одна и часть другой, которые представлены в общество археологии при университете. Алаты, по-видимому, были во времена Казанского царства центром Алатской округи.

Во время Петра I территория России делилась на восемь губерний. В Казанскую губернию входили территории соседствующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром при правлении Петра I. Казанская губерния была распределена по бояринам и дворянам. Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I Михляева П.А. С появлением большого количества церквей в селах, деревнях, открывались церковно­приходские школы, это позволило получить образование даже крещеным.

 При царствовании Петра I и в дальнейшем мусульманам запрещалось владеть крепостными крестьянами, а также заниматься кузнечным делом, ибо они могли готовить оружие против завоевателей. Не допускалось объединение мусульман, но не могли запретить им превратиться в торговую буржуазию. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем свое развитие. Этому способствовали огромное количества природных ресурсов и умение населения.

В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 г. Наличие в двух местах через речку Ашит запруд позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод, из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качество, применяемые только церковными строителями. 1000 штук таких кирпичей стоило 2 рубля 10 копеек, для сравнения: 4 литра церковного вина стоило 1 р. 20 копеек, 3 пуда пшеничной муки 60 копеек, 8 сажен дров — 3 руб. 80 копеек.

Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе, называли эту местность Спасскими пещерами. До сих пор в   народе существуют разные сказания, будто в дремучем лесу творились разные казни — за попытку освободиться от русского гнета татар там сжигали. Винокуренный завод был построен в 1720 годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесен на другое место, к ключу возле реки Ашит — «Нынешнее место спиртзавода». Все это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов, марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевококшайских лесов привозили много древесного угля для кузнечного дела, из Казани — мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные, скорняжные изделия.

Рядом с Алатами начинались Царевококшайские леса, само понятие Царевококшай означает Царский голубой чай. тогда в этих местах росло много очень известной в народе душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полей к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было зверей, в том числе и соболя.

 В начале 17 века город Алаты окружен стройными густым лесом. Когда в Казани строили Адмиралтейство и верфь, то в этих лесах работали круглый год 20000 ламанщиков, т.е. людей занимающихся заготовкой и вывозом леса. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.

 При всех работах жестоко эксплуатировалось коренное население края. В Алаты переселились 2 семьи немцев, направленные из Петербурга для организации всяких полезных работ.

 Жестокая эксплуатация вызывала сильное возмущение коренных алатцев и послужила одной из причин активного участия нерусского населения уезда в народном движении под руководством Е.Пугачева. Пугачевское движение явилось основной причиной изменения методов колониальной политики правительства в крае. Крестьяне Алатского уезда, не имевшие возможности уходить со своих мест и принужденные работать на своих   колонизаторов, начинают уходить со своих мест. Они убегают в города, на Урал, Донбасс и втягиваются в капиталистическое производство. Это уменьшило количество населения Алат. С конца 1803 года Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов — пахотными солдатами.

 В конце 18 века в связи с истощением природных богатств, влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края, возможно на это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и переселенцев. Остались больница, построенная в 1900 году, и средняя школа в бывшем помещении конюшни. В настоящее время по Алатскому сельскому совету числится взрослого населения 484, детей 165. Жители села Алат занимаются сельским хозяйством, а также работают в Потанишенском карьере.

 

 Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова — его отец был старостой церкви. Храм расположен на склоне холма с перепадом высот более 4 метров. Уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века и псевдорусского направления стилизаторства конца XIX в., отличается живописностью и монументальностью форм. Один из удачных примеров стилизаторства в древнерусских формах, не вступающих в противоречие с первоначальной постройкой начала XVIII в.

Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции. К первоначальному объему храма (восьмерик на четверике, под восьмигранным полукуполом и маковкой на глухом барабане, с прямоугольной трапезной под вальмовой кровлей), выстроенному в стиле барокко, в конце XIX века пристраивается новое здание с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей с закомарами, увенчанной главкой. Комплекс по западной и южной стороне окружен гульбищем на опорах с полукруглыми нишами. К этому же времени относится двухэтажная прямоугольная постройка под четырехскатной крышей в юго-западной части комплекса. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, аркатурные пояски, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы, поребрик.

Тимофеев. В 1834 году отлил колокол для Успенского храма в селе Алаты Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.), «приобретен тщанием священника К.И. Флоринского с прихожанами».

Алаты Священник Петров Константин Наумович, род. 1894 г., из гор.уч., свящ. с 1924 г., наперсный крест с 1934 г.

 

 

Рейтинг: 0 504 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!