Исследовательская работа на тему:
«ИСТОРИЯ МОЕГО РОДА»
НОМИНАЦИЯ "ПЕРВЫЕ ШАГИ"
Выполнил: ученик 4Б класса
МБОУ СОШ № 167 Советского района
г. Казани
Галиев Айнур Рамилевич
Руководитель Шайхутдинова Г.И.
Казань 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 Ведение...............................................................................................3
ГЛАВА 2 Основная часть. Исследование ………........………………………4
2.1. История происхождения рода ........................……………………………4
2.2. Возникновения нашей фамилии ……… ..……………………………….6
2.3. Семейные реликвии......................................................................................7
ГЛАВА 3 Заключение ........................................................ .........................8
Приложение.........................................................................................................9
Глава 1. Введение
Род.
Народ.
Родина.
Это самые главные слова для каждого из нас. От любви к маме и папе распространяется наша любовь на близких людей и далее на народ, на Родину свою. Значит, любовь к Родине начинается с семьи. Я не раз задумывался, как возник наш род. Откуда взялась наша фамилия? В своей исследовательской работе я решил это выяснить.
Актуальность исследования: испокон веков у башкир и татар было принято знать родственные связи до 7-го колена. Именно поэтому и я занялся изучением истории своего рода, составлением генеалогического древа моей семьи.
Цель исследования: изучить историю своего рода, чтобы пополнить семейный архив и сохранить его для последующих поколений.
Задачи:
— собрать интересный материал о моих предках;
-выяснить возникновение фамилии моей семьи;
изучить семейные реликвии.
Гипотеза: изучение истории своего рода укрепляет семью и воспитывает чувство ответственности за свои поступки.
Методы исследования: изучение семейного архива (фотографии, реликвии), беседа с родственниками.
Объект исследования: семья
ГЛАВА 2. Основная часть. Исследование
2.1. История происхождения рода
Историю происхождения нашего рода я хочу начать с рассказа о своей любимой "маленькой нэнэйке", почему именно "маленькая", думаю у многих сразу возникает вопрос? У этой истории свое объяснение. Дело в том, что когда я был маленьким не знал как различить нэнэек, и тогда, назвал одну нэнэйку "маленькой"-это мама мамы, и "большая"-мама папы.
У моей нэнейки необычное имя- Шива, это означает индийский бог (Фото 8). Каждые каникулы мы ждем с нетерпением, чтобы гостить у нее. Она вкусно печет, особенно мне нравится чак-чак, пироги. Много лет проработала она бухгалтером в различных учреждениях, а последние 10 лет до пенсии работала в Сбербанке.
Моя нэнэйка из очень старинного рода. С 2007 г. мы со всеми родственники собираемся на нашем семейном празднике шежере ежегодно летом. Он проходит очень интересно и весело. Взрослые рассказывают историю рода, обычаи, дети играют, выступают со своими концертными номерами. Это незабываемый праздник! Наш род знает 14 поколений с 1617г (Фото 5,6,9) С тех пор прошло 406 лет.
Мой предок Истяк - он основал деревню Истяк Янаульского района Республики Башкортостан. Про это в деревне сохранилась даже легенда. Она гласит, что когда-то жили три брата. Старшего звали Биздерган, среднего — Исамат, а младшего — Истяк.
В поисках земли и воды появились они и в этих краях. Они долго искали плодородную землю с лесами, с чистой водой и решили обосноваться на нынешней горе Биздерган. Поднявшись на гору, увидели смешанный лес, попробовали на вкус землю и решили остаться. В то время в этих краях шумели дремучие леса. Река Каймаша была полноводной, вода чистой и прозрачной, земля была черноземной и плодородной. На склонах гор можно была пасти целые стада скота, на полянах этих лесов можно было вырастить много урожая зерновых. Так мечтали братья — построить хорошую жизнь…
— Здесь нам жить — сказал Биздерган. Однако братья недолго вели совместное хозяйство. Однажды Биздергану показалась, что ему досталась малая часть земли. Он решил изгнать своих братьев. И поссорились между собой все три брата. Разошлись они в разные стороны. На горе остался Биздерган (сейчас гора называется Биздерган-тау), по реке Каймаша выше поднялся средний Исамат (до революции деревня называлась Исамат, ныне Ахтиял), а младший Истяк пустил свои корни там, где сейчас находится деревня Истяк.
Относились все наши предки к башкирскому племени еней (йэнэй). На территории, где жили енейцы, как раз и находится Янаульский район Республики Башкортостан, родина моей нэнэйки.
Башкирское название племени йэнэй и венгерское племя jeno имеют общее происхождение. Поэтому считается, что предками енейцев были древние венгры. Основные тамги: Y, X, T.
Мой прадед (отец моей нэнэйки) Шаяхов Хузя Шаяхович, 1911г.р. был на войне рядовым, уволен в 1942 г., в связи с ранением руки. В семье много воспоминаний о прадедушке Хузе. Он вырос круглым сиротой, много голодал и хотел, чтобы дети жили в достатке. Прадедушка Хузя был очень гостеприимным человеком. Ни один человек не мог пройти мимо его дома, он всех заводил к себе попить чай с медом, угощал фруктами и арбузами, которые сам же выращивал в саду. Был у него в гостях и известный башкирский писатель Ангам Атнабаев. На фотографии рядом с писателем любитель поэзии и есть мой прадедушка Хузя (Фото 4).
Моя нэнэйка тоже продолжила свой род, у нее три дочери. Старшая- Альфия, средняя -Айсылу и младшая- моя мамя Ляйсан.
2.2. Возникновение нашей фамилии
Как же возникла фамилия нашей семьи? Чтобы выяснить, я с папой изучил генеалогическое древо родственников своего отца. Генеалогическое древо- это схематическое представление родственных связей в виде дерева. Нам удалось изучить до 9 колена с 1716г, а также узнать, откуда пошла наша фамилия (фото 10). Моего прапрапрадеда звали Ахматгали (1847г.р.), в сокращенном варианте — Гали. Отсюда и фамилия -Галиев.
2.3. Семейные реликвии
В народе говорят: "Без прошлого нет будущего"
В нашей семье свято хранятся семейные реликвии. Реликвия-это памятная вещь, хранимая оберегаемая и почитаемая. У нас хранится фотография моей прапрабабушки Зайтуны, она 1887г.р.(Фото 1). От нее в нашей семье осталась старинная книга молитв. Еще сохранилась шелковая шаль моей прабабушки Шамсинур (дочь Зайтуны), которую она носила в девичестве, это предположительно 30-е годы (Фото 2,7).
Также в семье есть еще одна ценная реликвия- это четки, которыми мама очень сильно дорожит. Они достались ей по завещанию прабабушки Таслимы ( она мама моего Рашит зурэтэй). Эти четки вырастила мая прапрабабушка, когда она была еще девочкой(Фото 11).
ГЛАВА 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На примере своей семьи я понял, что любые испытания и невзгоды можно преодолеть, если рядом с тобой надежные люди, которые придут на помощь в трудную минуту. Зная, кем были наши предки, мы по-другому осмысливаем свое положение в настоящем!
У моих предков была трудная, непростая, а иногда и интересная, насыщенная жизнь.
Я очень горжусь своей фамилией, своей семьей, своими предками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фото 1-Прапрабабушка Зайтуна
Фото 2- Прабабушка Шамсинур
Фото 3
Фото 4- Мой прадед Хузя и писатель Ангам Атнабаев
Фото 5-Наша родословная. Позднее по источникам узнали, что отцом Истяка был староста Толубай. Годы в рядах старосты 1617-1641гг.
Фото 6-Родословная Шакир зуратай
Фото 7- Коран прапрабабушки Зайтуны, шелковая шаль прабабушки Шамсинур.
Фото 8- Моя нэнэйка Шива.
Фото 9- Молодое 13-14 поколение
Фото 10- Генеалогическое древо Галиевых
Фото 11-Четки прабабушки