Я в Кырлае

8 января 2017 - Ильнур Долгов

Государственное бюджетное учреждение культуры
«Государственный литературно-мемориальный музейный комплекс Габдуллы Тукая»

Габдулла Тукай — основоположник новой татарской национальной поэзии, высоко поднявший знамя гражданственности, народности и реализма. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной.

 Открывая двери металлического забора, посетитель попадает в чудесный уголок, в сказочный сад музея, где растут ели, сосны, упоминающиеся в поэме Тукая “Шурале”. А в саду вас встретят сказочные герои Тукая. Автор этих работ скульптур Фанил Валуллин. Входя в музей, посетителей не покидает ощущение прямого контакта с природой, для этого создана внутри музея и атмосфера местного пейзажа с ИЗО-материалами.

Именно деревня Кырлай стала местом, вдохновившим Тукая на создание мелодичных и народных произведении, воспевающих природу этого края. О каждом дереве, роднике, птице, поэт писал с душой и бережно.

 Каждый цветок твоя сестрица, каждый тополь старший брат.

Словно дети звонко-звонко соловьи в саду звенят.

Г.Тукай. Пара воспоминания.

 Здесь, в семье крестьянина Сагъди Салихова, в 1892-1894гг., воспитывался маленький Апуш. В Кырлае будущий поэт приобщился к труду своего народа, богатой духовной культуре народа. И наконец, здесь он впервые сел за книги, обучаясь в медресе Фатхирахмана муллы. Поэтому с глубоким чувством писал поэт: «В Кырлае у меня впервые открылись глаза на окружающий мир».

На прекрасном уголке родного края, на берегу речушки Ия среди кудрявых берез, с нарядной резной орнаментацией в виде солнечных «сиянии» стоит двухэтажный деревянный дом — музей Габдуллы Тукая. Рядом с музеем — памятник поэту (автор.Б.И.Урманче). Кажется, устремленным взглядом он смотрит и на нас, приветствуя пришедших к нему гостей. Поэт сидит в своем саду, где «…Точно воины, стояли сосны, липы и дубы…» ожидая встреч своими сказочными героями: Шурале и Водяной. За музеем Вы встретите шагающих Шурале (автор Б.И.Урманче). А на речке Вас ожидает сказочная героиня Тукая — Водяная (автор Ф.Валиуллин).

Хоть юнцом с тобой расстался, преданной иной судьбе,

Заказанье, видишь снова возвратился я к тебе…

Музейный комплекс включает в себя две экспозиции: мемориально-бытовую, в восстановленном доме Сагъди и литературно-художественную, в специально построенном здании. Данная экспозиция расположена в двухэтажном здании, построенном по проекту народного художника Республики Татарстан и Российской Федерации, лауреата Государственной премии Г.Тукая, основоположника татарского изобразительного искусства Баки Идрисовича Урманче. На первом этаже в четырех залах развернута литературно-биографическая экспозиция. На втором этаже представлены произведения изобразительного искусства, посвященные жизни и творчеству Г.Тукая.

Наиболее высокой мемориальной ценностью обладают — предметы принадлежавшие людям из ближайшего окружения Г.Тукая: Газизе Забировой — сестры поэта, Хусаину Ямашеву, семье Тухватуллиных, мебель из гостиницы «Булгар», где проживал поэт. Среди экспонатов ценными являются и подлинники прижизненных издании Г.Тукая, газеты и журналы, которых издавал сам поэт-Тукай. Документы фотографии представлены в копиях (фотокопии, муляжи). Литературная экспозиция состоит из четырех разделов, совпадающих с залами: «Детские годы поэта», «Уральский период», «Казанский период», «Тукай — вечно будет жить!».

Во втором зале создан уральский период жизни Тукая. В этом зале особый интерес у посетителей вызывает типографический печатный станок, где будущий поэт работал простым наборщиком. В данном разделе экспонируются подлинные издания: книги восточных и русских авторов из круга чтения Тукая. Экспонируются и ценные экспонаты — прижизненные издания Тукая: газета «Мысль» и журнал «Новый век». Именно здесь увидели свет первые произведения, принесшие ему известность.

Третий зал рассказывает о Казанском периоде жизни поэта. Здесь представлены прижизненные издания, такие как: поэма Шурале, газета «Реформа», журналы «Молния», «Зарница», «Сознание» и другие газеты с которыми сотрудничал Тукай. В экспозиции показан единый условный интерьер комнаты в гостиницы «Булгар», где жил Тукай и личные вещи Х.Ямашева — друга поэта.Экскурсия по залу дает целостное представление не только о судьбе и творчестве Габдуллы Тукая в Казани, но и о жизни различных слоев татарского общества на переломе веков, о развитии национальной мысли и культуры в начале ХХ века.

О приезде в это село Тукай писал: «Вот и Кырлай. Дом Сагъди, оказалась, стоял недалеко от околицы. Проехав немного, мы остановились возле низкой избенки с соломенной крышей…»

Перед 90-летием со дня рождения Г.Тукая на том месте, где жил будущий поэт была восстановлена усадьба приемного отца Сагъди Салихова. Внутри дома воссоздана атмосфера, навсегда ушедших времен. Такая обстановка поможет каждому посетителю окунутся в другой век, в котором жил Тукай.

Про свою жизнь в Кырлае, поэт с грустью вспоминал: «Какой не загрустит поэт, припомнив детства дни? Но нам и грусть о них сладка, так любы нам они».

Здесь представлена мемориально-бытовая обстановка, то есть предметы быта и труда татарского народа конца 19 начало 20вв. Особо ценным экспонатом является сковородка, принадлежавшая приемному отцу Тукая.

 

Теги: кырлай
Рейтинг: +1 811 просмотров
Комментарии (1)
Альмир Мифтахов # 17 января 2017 в 08:21 0
Молодец!!!