ГлавнаяСТАТЬИАрхивКультурное путешествиеИ.Я. Яковлев и И.Н.Ульянов в становлении системы образования чувашского народа

И.Я. Яковлев и И.Н.Ульянов в становлении системы образования чувашского народа

20 апреля 2023 - Данил Марага

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1

 имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича»

Тетюшского муниципального района Республики Татарстан

 

 

 

 

Номинация: Роль Ивана Яковлевича Яковлева в истории развития

культуры нерусских народов Поволжья

 

СЕКЦИЯ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

И.Я. Яковлев и И.Н. Ульянов в становлении системы образования чувашского народа

                                                                     

 

 

 

           Автор: Марага Данил Рустамович,

                        учащийся 4 В класса

       Руководитель: Канаева Наталья Николаевна,

У                учитель начальных классов

 

 

 

Тетюши, 2023 год

 

ПЛАН

Введение

Основная часть

I. Биография И.Я. Яковлева

II. Биография И.Н. Ульянова

III. Совместная деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева по просвещению чувашского народа 

IV. Выявление отношения к деятельности педагогов.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Летом я был в Ульяновске. Проезжая по улице 12 Сентября, я увидел два сквера: с одной стороны улицы сквер носит имя И.Н. Ульянова, с другой – сквер имени И.Я Яковлева. Я задумался над вопросами, почему этим людям поставлены памятники и случайно ли эти два сквера расположены рядом?

      Сначала я решил выяснить, что знают мои одноклассники о жизни и творчестве этих деятелей, с этой целью провел анкетирование.  Анализ результатов анкетирования показал следующее: на вопрос «Род деятельности И.Я.Яковлева» 22 человека из 24 опрошенных знают, что И.Я. Яковлев — это чувашский просветитель, но только 3 человека знают, что родина Ивана Яковлевича — деревня Кошки-Новотимбаево, только 7 человек ответили, что первую чувашскую школу открыли в Симбирске и 21, что в этом ему помог И.Н. Ульянов, 12 человек знают, что И.Н. Ульянов был директором народных училищ Симбирской губернии и 14, что он отец В.И. Ленина. Исходя из выявленного, я сделал вывод, что мои одноклассники очень мало знают   о деятельности нашего земляка, чувашского просветителя И.Я. Яковлева. Поэтому мой интерес к данной теме значительно вырос.

      Учитывая факт, что в современном образовании большое внимание уделяется сохранению родных языков, моя тема является актуальной.

 

Цель: выяснить, какой вклад внесли И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев в развитие народного образования.

Задачи: 

1) изучить основные источники по данной теме,

2) исследовать факты жизни и деятельности И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева, 3) выяснить отношение современников к деятельности этих педагогов.

 

 

 Основная часть

I. Биография И.Я. Яковлева

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного (“государственного”) крестьянина в деревне Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне — Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева. В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учебу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учебы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырех лет проработал сельским мерщиком. 

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям,   И. Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование. 

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. К концу 1871 года И. Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита,  поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт. В дальнейшем Яковлевский алфавит совершенствовался. В 1872 году на нем был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. 

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы,

 

напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни.

За 50 лет Яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения. Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями “на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т.п.”, — с гордостью писал И.Яковлев.

Осенью 1919 года И.Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году. Наследие И. Яковлева в свете последних исторических перемен еще подлежит переосмыслению. Это — дело будущего.

II. Биография И.Н. Ульянова

Илья Николаевич Ульянов родился 14 (26) июля 1831 г. в Астрахани в семье портного. Ульянов блестяще окончил Астраханскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Казанского университета, по окончании которого благодаря ходатайству известного русского математика Н. И. Лобачевского получил назначение в Пензу старшим преподавателем физики и математики. Молодому преподавателю также было поручено заведование пензенской метеорологической станцией.

В 1869 г. Ульянов был назначен инспектором, а затем директором народных училищ Симбирской губернии. Особое внимание педагог уделял просвещению нерусских народов Среднего Поволжья: чувашей, мордвы, татар — проводил огромную работу по снабжению нерусских школ учебниками, наглядными пособиями на родном языке. В основу его деятельности по распространению культуры и просвещения нерусских народов было положено уважение к национальным особенностям и правам народов Поволжья.

В 1871 г. Ульянов открыл в Симбирске первую чувашскую школу, которая в дальнейшем была преобразована в Чувашскую учительскую семинарию. Им были созданы первые в губернии национальные школы для мордовского населения и светские школы для татар.

Педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), И.Н. Ульянов добился открытия 250 школ (треть из них приходится на нерусские селения), строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском уездном училище 47, через открытую им в 1872 г. Порецкую учительскую семинарию — 125 учителей- «ульяновцев», организовал 8 учительских съездов по повышению квалификации сельских педагогов. При нем число учащихся в губернии удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания.

 «За отлично-усердную службу» Ульянов был награждён орденами Св. Станислава 1-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 3-й степени, а также получил потомственное дворянство.

24 (12) января 1886 г. Илья Николаевич Ульянов умер от кровоизлияния в мозг. Он был похоронен в Симбирске (ныне — Ульяновск) на кладбище Покровского монастыря.

III. Совместная деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева по просвещению чувашского народа 

Выдающиеся педагоги и просветители народов Поволжья Илья Николаевич Ульянов (1831-1886) и Иван Яковлевич Яковлев (1848-1930) известны не только в России, но и за рубежом как педагоги-новаторы, активные общественные деятели, оставившие богатое научно-педагогическое наследие.

Совместная деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева началась с 1869 г., когда первый из них был назначен на должность директора народных училищ Симбирской губернии. К этому времени гимназист чуваш Иван Яковлев уже второй год содержал открытую им на свои скудные средства первую чувашскую школу интернатного типа из четырех сельских учащихся. Несмотря на большую занятость по открытию и инспектированию сельских народных училищ, И.Н. Ульянов всячески помогал становлению и развитию этого очага культуры для чувашей. В январе 1870 г. он помог получить для школы завещанные симбирским помещиком С.Л. Раевским 120 рублей. В течение упомянутого года не без участия И.Н. Ульянова по подписным листам в фонд учебного заведения было собрано 252 руб. 20 коп. [2, 73].

Поскольку в 1870-1875 гг. И.Я. Яковлев учился в Казанском университете, И.Н. Ульянов вплотную занимался повседневными делами чувашской школы. Когда молодого учителя «яковлевской школы» В.А. Калашникова призвали в рекруты, благодаря настойчивым ходатайствам И.Н. Ульянова и члена Симбирского уездного земства И.А. Горбунова удалось его освободить от военной службы и вернуть к своим ученикам. Были выхлопотаны и средства на его жалование. К моменту создания студентом И.Я. Яковлевым чувашского алфавита и

первого букваря (1872) в основанной им «чувашской общине» училось 26, а через три года — 52 учащихся.

В июле 1874 г. И.Н. Ульянов был назначен на должность директора народных училищ Симбирской губернии, но по-прежнему продолжал заботиться о чувашской школе в губернском центре. Ко времени возвращения И.Я. Яковлева из Казани с дипломом о высшем образовании и начала работы инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875) бюджет школы вырос до 3418 руб. Через два года на дополнительно выделенные 5700 руб. было приобретено двухэтажное каменное здание на берегу р. Свияги, и «квартирная школа» превратилась в учебное заведение с пятью мастерскими, а позднее обзавелась и обширной сельскохозяйственной фермой. В тяжелой борьбе «на культурном фронте» чувашская школа не только устояла, но и превратилась в центр просвещения и культуры, рассадник национальной художественной интеллигенции. Из стен учебного заведения вышли десятки писателей, поэтов, музыкантов, художников, мастеров сцены, сотни выдающихся педагогов, работавших во многих уголках Поволжья и просвещавших чувашскую диаспору.

И.Н. Ульянов горячо поддержал добрые начинания своего соратника превратить его родину — село Кошки-Новотимбаево Буинского уезда — в «чувашские Афины», место паломничества чувашских учителей, открыв здесь в 1871 г. инородческое народное училище и послав учителя. Когда казенные деньги на строительство школьного здания задерживались, И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев временно вносили свои средства.

При жизни И.Н. Ульянова число чувашских школ в Симбирской губернии стало 38, мордовских — 42, татарских — 5. В числе первых чувашских, наряду с Кошки-Новотимбаевской, были Пандиковская, Ходарская, Раскильдинская, которые перешагнули свое 140-летие.

Работая инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (включавшего Казанскую, Симбирскую, Саратовскую, Самарскую, Астраханскую, Вятскую губернии) в течение 28 лет (1875-1903), И.Я. Яковлев, естественно, интересовался школами, открытыми в свое время И.Н. Ульяновым, некоторые из которых преобразовывал в двухклассные.

IV. Выявление отношения к деятельности этих педагогов

Просветители российского масштаба И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев на различных этапах истории страны получали неоднозначную оценку. Заслуги И.Н. Ульянова были оценены высоко его современниками, но после казни его старшего сына Александра за покушение на царя имя просветителя надолго было предано забвению. В советские годы это имя, как и все ульяновское, в педагогической науке и практике было восстановлено, даже несколько превозносилось. После распада СССР (1991), в связи с нападками на В.И. Ульянова-Ленина, «досталось» и его отцу, хотя он сам по себе был незаурядной личностью и одним из ярких просветителей многонационального Поволжья.

Неоднозначной была и оценка педагогической миссии И.Я. Яковлева, в дореволюционное время обвинявшегося в миссионерстве, сепаратизме, в советский период — в национализме. В 1930-х гг. многие воспитанники его школы подверглись незаконным репрессиям. В 1960-х гг. по инициативе выпячивалась демократическая позиция педагога, но религиозная сторона замалчивалась. В последние годы в трудах дана объективная оценка деятельности просветителей чувашского народа.

Просветители-единомышленники, гуманисты-интернационалисты, новаторы педагогического процесса, И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев вписали своим трудом яркую страницу в историю просвещения народов России. Они остались навечно в благодарной памяти чувашского народа. Не случайно имя И.Н. Ульянова присвоено Чувашскому государственному университету, его имя носит Ульяновский государственный педагогический университет.  

Имя И.Я. Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому университету, Аликовской и Бичуринской школам Чувашской Республики, Кошки-Новотимбаевской школе Республики Татарстан, проспекту в Чебоксарах, ему поставлены памятники и бюсты, открыты музеи.

Также мы решили выяснить, как относятся к деятельности И.Я. Яковлева сегодня. И.Я. Яковлев — великий чувашский просветитель, создатель чувашского алфавита. Он глубоко верил в талантливость родного чувашского народа, из гущи которого вышел сам. Он мечтал о новом поколении чувашских людей-учёных, исследователей, государственных деятелей, поэтов, художников, которые при этом всегда являлись бы достойными гражданами своего отечества.

11 октября 1871 году в деревне Кошки-Новотимбаево,  одной из первых была открыта чувашская школа. Она входила в число 400 чувашских школ Поволжья,  и открыл ее И.Я. Яковлев, внеся огромный вклад в развитие системы образования того времени. Нынешний директор МБОУ «Кошки-Новотимбаевская ООШ имени И.Я. Яковлева» — Паргереева Лариса Николаевна.

Иван Яковлевич Яковлев стоял у истоков становления образования чувашского народа, в том числе и школы на своей малой родине. Был первым педагогом, заложившим фундамент знаний для будущего поколения кошкинцев и жителей соседних сел и деревень. «В настоящее время в районе проживает около 5 тысяч чувашей, это где-то 17 – 18 процентов от общего количества населения, язык предков мы должны сохранить», — говорит руководитель Чувашского национально-культурного центра Тетюшского  муниципального района Тимофеев Володар Аркадьевич.

Иван Яковлевич своей деятельностью позволил чувашскому народу за достаточно короткий период сделать огромный скачок в образовании. К началу 20 века чуваши стали самым грамотным народом в России после русских в сельской местности, хотя к началу его деятельности грамотных чуваш было очень мало, да и вообще чуваши своих детей учить не хотели, считали это дело бесполезным занятием. Создал новую чувашскую письменность. «Да и вообще систему образования чувашского народа он практически создал с нуля. Он считал что чуваши, как и все инородцы, то есть не русские, в России должны начинать обучение на своем родном языке, а потом уже начинать изучать науки на русском, не забывая свой родной язык. Именно этот подход позволил и многим другим инородцам повысить эффективность обучения детей и сдвинуть практически с мертвой точки потуги царского правительства в образовании инородцев. Краеугольным камнем образования и воспитания детей он считал трудовое воспитание, что было актуально тогда и будет актуально всегда. Да это и еще не все, что можно было бы сказать.» (Пыркин Алексей Александрович — директор музея И.Я. Яковлева в селе Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Республики Татарстан)

Иван Яковлевич Яковлев — выдающийся деятель культуры и просвещения дореволюционной России, талантливый педагог, ученый, мыслитель, организатор народного просвещения. Вся его жизнь и деятельность была посвящена благородному делу просвещения родного народа, способствовала формированию национальной интеллигенции, развитию культуры и росту национального самосознания чувашей. В своем завещании чувашскому народу И.Я. Яковлев желает соплеменникам стать высокообразованной, культурной, деятельной, дружной и преданной России нацией. (Новикова Альбина Артуровна — учитель истории и обществознания МБОУ «Кошки-Новотимбаевская ООШ имени И.Я. Яковлева»)

      «Безусловно роль Яковлева и Ульянова в развитии народного образования велика. И.Н. Ульянов по долгу службы занимался расширением сети начальных училищ Симбирской губернии, также при его содействии была открыта учительская семинария. И.Я. Яковлев, как инспектор чувашских школ, занимался открытием чувашских начальных училищ во всем Казанском учебном округе, а это 6 губерний (Вятская, Казанская, Симбирская, Самарская, Саратовская и Астраханская), и одновременно с этим он стал создателем первой национальной школы у чуваш по подготовке чувашских народных учителей. Они оба внесли в начальное образование достижения педагогической мысли своей эпохи, практиковали новые методы преподавания, а также снабжали начальные училища необходимыми учебными пособиями и материалами.», — прокомментировал сотрудник музея-квартиры И.Я. Яковлева Литвинова Нина Владимировна.

 

Заключение

В ходе своего исследования  я изучил не только теоретический материал, но и посетил музеи г. Ульяновка. В Музее "Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева" воссоздана мемориальная квартира И.Я. Яковлева, мемориальный класс женского отделения школы, открыта экспозиция “Культура и быт чувашей Симбирской губернии конца ХIХ – начала ХХ вв.”

      Дом на Московской улице (ныне Дом-музей В.И. Ленина), именно в этом, единственном собственном доме семьи Ульяновых, прошли важные для них годы. Илья Николаевич Ульянов, отец семейства – директор народных училищ Симбирской губернии, действительный статский советник, внес огромный вклад в развитие системы образования губернии. Его называли «учителем учителей», а его учеников – «ульяновцами». 

Музей «Народное образование симбирской губернии в 70-80 гг XIX века» размещается в двух мемориальных зданиях середины XIX в. В одном из них располагается документальная экспозиция, посвященная становлению и развитию народного образования в Симбирской губернии в 1860-1880-х гг. В другом — мемориальная экспозиция «Первого женского приходского училища», одной из первых начальных школ города. На школьном дворе расположен гимнастический комплекс.

Музей "Симбирская классическая гимназия". Эту  гимназию закончил И.Я. Яковлев. В музее восстановлены интерьеры гимназии: учебные классы, в них подлинные учебные пособия (глобус звездного неба, карта полушарий 1841 г. и др.); физический кабинет (около 100 подлинных учебных приборов, могут демонстрироваться в ходе экскурсии); актовый зал, восстановленный на период экзаменов на аттестат зрелости.

      Так я получил ответы на вопросы, которые меня интересовали. Для наших современников много поучительного в педагогическом наследии педагогов и интернационалистов, просветителей народов Поволжья И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева, которые в условиях крепостнической России боролись за равное обучение и воспитание детей независимо от их социального происхождения, пола, национальности, места проживания и т.д.

     Я подготовил презентацию и рассказал о И.Я. Яковлеве и И.Н. Ульянове своим одноклассникам, что очень их заинтересовало. Работу над своим исследованием я хочу продолжить. В планах остается посетить Мемориальный музей И.Я. Яковлева в селе Кошки-Новотимбаево.

Литература

1.     Дело его жизни. Сборник научных статей / Редактор И. П. Кириллов. 

2.     Краснов Н. Г. Иван Яковлевич Яковлев. Жизнь. Деятельность. Педагогические идеи. Очерки. 

3.      Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность: Моногр.

4.     Суперанский М. Ф. Начальная народная школа в Симбирской губернии.

Рейтинг: 0 315 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!