Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича»
Тетюшского муниципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Где родина Колобка?
Автор: Марага Данил Рустамович,
учащийся 4 В класса
Руководитель: Канаева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
ПЛАН
Введение
Основная часть
I. История появления Колобка
II. Популярность Колобка
III. Является ли Ульяновск родиной Колобка?
IV. Сравнительный анализ сказок «Колобок» и «Колебятко»
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
У многих героев есть родина. В настоящее время свои сказочные символы есть у 17 регионов России, которые отражены на «Сказочной карте России». Пока география на сказочной карте России охватывает родные места далеко не всех героев русских сказок. Сейчас это только десяток адресов. Ведь пока еще никто не знает, откуда родом Василиса Прекрасная. Где именно испекли Колобок?
Однако, хотя список «безродных» сказочных героев велик, некоторые города ведут спор за право иметь родство с героями сказок. Официально родину имеют только Снегурочка – в Костроме, а также Дед Мороз – Великий Устюг. Эти города оформили авторские права на возможность называться местом жительства героев. Ярославская область на сказочной карте России оказалась самым гостеприимным местом, как для сказочных героев, так и для туристов. Сейчас там проживают Алеша Попович, Емеля вместе со Щукой, Курочка Ряба и сама Баба Яга.
Одна из первых сказок, с которой мы знакомимся в детстве — это «Колобок». Ее смысл: будь внимателен, не хвались зря. Однако назвать место рождения Колобка наверняка вызовет у многих недоумение. Итак, попробуем найти ответ на этот вопрос.
Цель проекта: узнать, откуда возник сказочный герой Колобок.
Задачи:
· узнать, что обозначает слово «колобок»;
· познакомиться с различными вариантами сказки «Колобок»;
· изучить исторические, литературные, информационные источники по данному вопросу;
· выяснить, где родина Колобка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I. История появления Колобка
Ребятам нашего класса я задал вопрос: «Знаете ли вы, что обозначает слово колобок и почему он всегда круглый?» Проанализировав данные анкет, я обнаружил, что точного определения понятия «колобок» никто не смог дать, ребята лишь предположили, что его слепили из теста в круглой форме.
Давайте попробуем разобраться, как появился колобок.
Первое письменное упоминание о Колобке датировано 1873 годом. Именно тогда сказка «Колобок» была опубликована в сборнике Александра Николаевича Афанасьева "Народные русские сказки". Ну а русский народ придумал колобка гораздо раньше.
Есть несколько предположений того, какой смысл заложен в сказку Колобок.
Обычно в сказках добро побеждает зло. В сказке «Колобок» почему-то наоборот, румяного веселого героя в конце съедает лиса, и у сказки нет продолжения?!
А дело было вот как! Оказывается, изначальный вариант сказки отличался от того, который знаем мы. Это старославянская сказка. Её содержание было более глубоким и имело совершенно иной смысл. Для нас в сказке открывается мудрость наших предков.
Колобок у славян никогда не был хлебобулочным изделием. Мысль народа более возвышенная и магическая. Сказка «Колобок» – это астрономическое наблюдение наших предков за движением месяца по небосклону. Круглая луна, «колобок», начинает свой путь по небосклону с полнолуния. Именно с этого момента «колобок» «укатился с окошка». Затем, начиная с чертога Вепря, месяц идет на убыль. Каждый из встречающихся на пути месяца как бы «съедают» его часть. В новолуние от «колобка» уже ничего не остается – планета Земля полностью закрывает месяц от Солнца своей тенью. Далее происходит так называемый «замес колобка», потом появляется новый «колобок».
Таким образом, у сказки нет продолжения, сама сказка бесконечна и является продолжением самой себя. Детям рассказывали о том, как изменяется видимость Луны с нашей планеты.
Луна – покровительница темных сил, потустороннего мира, зимы, холода, мрака. Луна в те времена играла важную роль в жизни человека и была наравне с Солнцем. Знаки с изображением Луны были двойственными, где второй половиной всегда было Солнце. Солнце олицетворялось как символ жизни и тепла.
Таким образом, в сказке «Колобок» показана человеческая жизнь от рассвета (рождения) до заката (ухода в мир иной). Отсюда можно сделать вывод, что данный «колобок» – символ жизни.
Как в сказке появился образ ребенка? В старину Коло Богом – Солнечным Богом называли всякого ребёнка. Потому что ребёнок ещё помнил Бога, ещё сам был Богом. У бабки с дедкой появился ребенок. На окошко они его поставили "простыть", но не остудить, а выстояться, дойти до кондиции. То есть вырастить его до совершеннолетия. Вот вырос Колобок и отправился в путь дорогу, но не из окна, а с крылечка, со ступенек, на травку. С благословения родителей ушел во взрослую жизнь. И повстречал первым зайца. А заяц — это… наши страхи. Колобок своим страхам спел песенку и победил их. Он не убегал от них, а, можно сказать, разговаривал с ними. Затем был волк — агрессия, эмоции; медведь — сила, общество со своими законами. А вот последней была лисица, льстить мастерица. И это, конечно, медные трубы, звездная болезнь. Колобог и лисе песенку спел… и покатился дальше, к Солнцу. Новый смысл с такой концовкой приобретает сказка. Этот конец есть в редких (старых) изданиях русских народных сказок. Не зря говорится: в сказке ложь, да в ней намек ..." Это еще раз подтверждает, что колобок – это жизнь.
Почему колобок – это хлеб? Толковый словарь В.И. Даля объясняет нам, что еще существовало слово «колоб», в значении «башка, скатанный ком, шар, катанец.
Из «Школьного этимологического словаря» Н.М. Шанского я узнал, что колобок — это уменьшительно-ласкательная форма слова колоб — «круглый хлебец», родственник слова колоть (отрезать), среди родственных слов есть слово колебятка, т.е. остатки теста, последний хлеб из квашни.
Хлеб у всех народов является самым важным продуктом питания. Он всегда был символом добра, достатка, изобилия и материального благополучия. «Хлеб всему голова», говорится в известной нам поговорке. Голова, значит главный в жизни человека, то есть без него нельзя прожить. Хлеб сопоставляется с Богом и упоминается всегда в сочетании с землей, солнцем. Таким образом, хлеб – это и жизнь, и добро, и тепло, а это доказывает, что колобок - это хлеб.
А.Н. Афанасьев обнаружил 16 вариантов сказки «Колобок» на русском языке, украинских вариантов сказки – 8, белорусских – 5. Сказочные сюжеты о Колобке распространены у многих народов во многих странах. От хозяев бегали Норвежский пирог, скандинавский Толстый блин, английский Джонни-пончик, американский Пряничный мальчик. Удивительно, но разные образы колобка есть в сказках у многих народов мира.
II. Популярность Колобка
Колобок — очень популярный образ в современной культуре. Его именем называются детские сады, кафе и рестораны, магазины, журналы. Сейчас очень знаменит такой символ колобка, как смайлик. Колобку даже установили памятник. Например, в Донецке есть памятник колобку-девочке и колобку-мальчику. Мы нашли немало картинок, загадок, анекдотов, посвящённых колобку. А сколько мультфильмов о Колобке! Это и «Колобок» по мотивам русской народной сказки, и «Следствие ведут Колобки», и известные всем Колобки — «Смешарики».
В нашем районе функционирует Детский сад «Колобок» в селе Большие Тарханы.
Мы поговорили с заведующей Г.Р. Якатовой и воспитанниками этого детского сада.
«Сказка про Колобка эта очень хорошая сказка про нашу жизнь, — говорит Гульсина Ринатовна — Она полезна для людей всех возрастов, особенно в наше время.
Эта сказка со смыслом. Детей должны воспитывать законные представители, а не бабушка с дедушкой, дети всегда должны быть под присмотром взрослых. Дети должны знать правила поведения дома, на улице, как вести себя с разными людьми и с незнакомыми людьми нельзя говорить, петь песенки тем более.
А для взрослых притча такова — нельзя быть слишком наивным, простым, всем доверять, всех любить, со всеми дружить, а лисы они гуляют везде….»
Света,6 лет. Колобок это сказка про круглого пирожка, который пошел в лес прогуляться, чтобы встретиться с зайцем, волком, медведем и лисой. А лиса его съела. Колобка жалко, но ее нужно было одному гулять в лесу.
Ильдан, 4 года: Колобок такой же, как репка — жёлтый. Ещё он похож на смайлик.
Пользуется ли сказка «Колобок» популярностью в нашем городе?
«Сказка «Колобок» относится к тем вечным сюжетам, прокомментировала заместитель директора па работе с детьми Тетюшской межпоселенческой библиотеки Людмила Михайловна Ахмадуллина, — которые никогда не потеряют своей актуальности — история непослушания молоденького главного героя, которая закончилась очень печально. Вряд ли стоит делить героев этой сказки на положительных и отрицательных, ведь у каждого из них своя роль в сюжете — Колобок должен был убежать и быть хвастливым и непослушным в назидание детям, звери должны пытаться его съесть, представляя опасности, которые могут подстерегать ребенка, если он не будет слушать родителей. Мораль истории — будь послушным и все у тебя будет хорошо.
«Колобок» — это одна из самых популярных детских сказок, которые рассказывают малышам в самом раннем детстве, и это одна из самых первых книг, которую прочитывает почти каждый ребенок.»
Интересно, а колобок — хлеб так же популярен? Мы вспомнили все кулинарные изделия, похожие на колобок: пончики, блины, оладушки, булочки, ватрушки, сырники, пирожки, коржики, сушки и т.д. Эти вкусности мы покупаем в магазинах, печём сами, и поэтому прекрасно знаем их вкус. А вот колобка мы не пробовали ни разу. Булочных изделий с таким наименованием не найдёшь. Получается, что про сказочного героя — Колобка все помнят, а про колобок- хлеб забыли? Мы решили это выяснить.
Сначала спросили одноклассников: «Приходилось ли вам пробовать кулинарное изделие «колобок»? Где и когда? Какой у него вкус?» и «В вашей семье когда-нибудь пекли колобки?». Выяснилось, что у трех ребят в семье выпекали колобка.
Мы снова перечитали сказку, чтобы узнать рецепт. Взяли сказку в обработке А.Н. Афанасьева. В тексте всё просто: «Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить». Сначала решили выяснить значение непонятных слов короб, сусек, пригоршня, пряжон. В этом нам снова помог «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля:
Короб – «изделие из луба, берёсты, щепки и т.п., служащее для упаковки, хранения, переноски чего-либо».
Сусек – «закорм», «кладовая».
Пригоршня– «1. Ладони (ладонь), сложенные горстью. 2. Количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом»
Пряжить (в сказке – «пряжон») – «жарить в масле».
Рецепт № 1 – бабушкин
Мука пшеничная – 400 г
Сметана — 100 г
Масло сливочное (маргарин) – 200 г
Соль — 1 щепотка
Масло растительное — 1 ст. л. для смазки противня
Рецепт № 2 из Интернета
Мука пшеничная — 3 стакана
Сметана — 2 ст. л.
Вода – 150 мл
Молоко – 60 мл
Масло сливочное — 200 г
Соль — 1 ч.л.
Сахар – 1 ст. л.
Дрожжи сухие – 1 ч.л.
Масло растительное — 3 ст.л.
Рецепт № 3 из Интернета
Сметана - 1 стакан сметаны
Яйцо – 1 шт.;
Разрыхлитель — 1 пакет
Сахар — 0,5 ст. л
Растительное масло — 4-5 ст. л.
Мука — 2 ст.
Соль — по вкусу.
Рецепт № 4 — восстановленный
Муки разной (пшеничной, ячменной, овсяной, гречневой, ржаной) — по 70 г
Сметана — 200 г
Масло сливочное — 200 г
Соль – по вкусу.
III. Является ли Ульяновск родиной Колобка?
Взглянем на «Сказочную карту России». Родиной колобка обозначен город Ульяновск. И действительно, в городе поставлен памятник Колобку. Он выполнен из бронзы. Колобок сидит на камне, на котором выбита надпись: «Руку мою пожмёшь — верного друга найдёшь; щёку мою потрёшь — любовь обретёшь; а монетку оставишь — богатым станешь!».
Летом 2012 года в Новой Беденьге Ульяновского района области открыли усадьбу Колобка, которая разместилась на территории зоны «Центр ремесел». Бревенчатый дом и двор сказочного героя срублены по всем канонам плотницкого ремесла 19 века. В избе выложена печка – чтобы всегда было тепло и пахло пирогами. Дворовые угодья Колобка расположены в живописной местности. К сожалению, «резиденция колобка» закрылась в связи с экономическими проблемами.
Но все же давайте выясним, почему родиной выбран город Ульяновск и действительно ли Ульяновск родина колобка?
Для того, чтобы выяснить это, мы обратились к руководителю Симбирского центра славянской культуры Владимиру Андреевичу Ланько. Он пояснил, что главным идейным наставником создания симбирского колобка был краевед Сергей Борисович Петров. Он нашел подтверждение происхождения колобка из Симбирска в словаре Даля, где в качестве определения слова “колоб” указывается “колебятка, по-симбирски- последний хлеб из квашни”.
И он же внес изменения в название сказочного героя «Раз речь идет о круглом предмете, уместнее произносить «КолебяткО».
«Мы, как авторы колебяток –говорит В. Ланько,- не претендовали на то, чтобы Ульяновск был родиной колобка, так как «колобок» русская народная сказка и, было бы не справедливо приписывать её к одной области, поэтому мы и назвали Ульяновск родиной «Колебятки-Симбирского колобка».
В связи с этим и возникла идея написать свою сказку: «Колебятко» и назвать её раёшником (отголоском) русской народной сказки. В сказке «Колебятко» совсем другие отношения между героями, особенно между дедом и бабкой. Совсем другой смысл побега Колебятки из дома. Ну и концовка сказки, оказывается давно уже озабоченным финалом, который дети принимают болезненно.»
Так же в симбирских летописях четко называется день его рождения – 14 сентября. Это дата праздника Семенова дня. Семенов день издавна считался началом бабьего лета, в него на Руси устраивали первые после лета посиделки, на которые из муки нового урожая пекли хлеб и колобки. Симбирский центр славянской культуры выступает за возрождение этого праздника еще и как дня рождения Колебятко.
На сегодняшний день символ продают в качестве сувенира, приобрести который может любой желающий как турист, так и житель города.
Вытачивать липовые заготовки для колобков – дело не одного дня. Владимир Ланько сам руководит процессом. Бревно липы сначала очищают от коры, потом почти полгода сушат в особом помещении. На сувенир годится только липа: колобки из березы и дуба трескаются. Теперь нужно выточить шар идеальной формы. В росписи колобка тоже существуют свои каноны. С одной стороны, вам всегда улыбается большеглазое хлебобулочное изделие, а с другой – нарисован сюжет из русской народной сказки.
В 2012 году в городе Кирове состоялись Всемирные сказочные игры на Вятке, куда возили нашего сказочного героя, он завоевал 6 медалей и стал абсолютным чемпионом сказочных игр.
IV. Сравнительный анализ сказок «Колобок» и «Колебятко»
Мама отыскала мне книгу «Колебятко». По иллюстрациям она очень похожа на книгу «Колобок». Я прочитал сказку, она мне очень понравилась.
Главные герои сказки «Колебятко» — дед и баба (правда, с именами – Семен и Праскева), также есть заяц, волк, медведь и лисица, Но конец счастливый: лесные звери, благодаря сороке, спасают колобка, который возвращается домой.
Я решил сравнить эти две сказки, оформив данные в таблицу:
Показатели сравнения
Сказки
Название
«Колобок»
«Колебятко»
Автор
Русская народная сказка
В.А. Ланько
Главный герой
Колобок
Колебятко
Форма изложения
Проза
Стихотворная
Дата рождения персонажа
неизвестно
14 сентября
Персонажи сказки
Дед, баба, Заяц, Волк, Медведь, Лиса
Баба Праскева, дед Семен, гуси, заяц, волк, медведь-шатун, лиса, сорока, сурок-байбак, Шарик, дрофа, сизоворонка, орел
Возраст читателя
0-6 лет
0-100 лет
«Взрослые – мы те же дети»
Место действия
неизвестно
Потому, что в нашем крае
Так волна водой играет,
Говорят у Волги-речки
Здесь и прячется сердечко
Конец сказки
Колобка съедает лиса
Колебятко убегает от лисы
Таким образом, сказка «Колебятко» является авторской, она более объемная и написана в стихотворной форме. Развития сюжетов в сказках похожи, но конец сказок совершенно разный.
Сказку «Колебятко» можно считать краеведческой, она описывает природу и среду обитания Симбирской губернии.
Колебятко в отличие от Колобка не беспечный и беззаботный, а очень смышленый идет поучать зверей).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполняя проектную работу, мы выяснили, что «колобок» – исконно русское блюдо и место рождения сказочного героя Колобка – это просторы нашей страны. А культурным символом города Ульяновска является Колебятко. Конечно, нельзя утверждать, что эти два персонажа не имеют ничего общего. Колебятко появился только благодаря Колобку. Поэтому можно смело утверждать, что Колебятко –это Симбирский Колобок. Работу над своим исследованием я не считаю законченной. В планах остается посещение Симбирского центра славянской культуры. А также мне очень хотелось бы познакомить одноклассников с культурным символом города Ульяновска –Колебятко.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русская народная сказка «Колобок»
2. В.А. Ланько «Колебятко»
3. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва «Школьный этимологический словарь русского языка»
4. https://slovardalja.net/
5. https://ul.aif.ru/persona/vladimir_lanko_cherpayu_idei_iz_vselenskogo_kompyutera