Автор блога: | Юлиана Калмыкова |
Также в Музее исламской культуры можно увидеть выставку "Казанские издания Корана".
В основе выставки – галерея изображений казанских Коранов XIX – XX веков из собраний Музея-заповедника «Казанский Кремль» и Научной библиотеки Казанского (Приволжского) Федерального университета. По ним можно познакомиться с разнообразием художественного оформления, набора арабского текста Корана. Второй раздел знакомит с уникальными предметами из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль». Среди них: томик 1803-го года казанских Коранов для детей, Коран 1796 года, напечатанный в последний год правления Екатерины II, старинные Кораны, выпущенные типографиями Казани в период с 1803 по 1919 гг. Отдельный раздел – об исследованиях, посвященных казанским изданиям Корана. Первые работы в этой области принадлежат татарским богословам и просветителям Шигабутдину Марджани, Ризаэтдину Фахретдинову, Мусе Бигиеву. Современный этап осмысления представляют монографии российских арабистов Ефима Резвана и Нурии Гараевой, муфтия Татарстана Камиля Самигуллина и иракского профессора Ганима Каддури. Заключительный раздел представляет историю казанского Корана в 1930-2020 годы. Это и печатание Корана татарскими диаспорами на основе казанского набора в Японии, Финляндии, Турции, и выпуск Коранов в Советской России, и деятельность Духовного управления мусульман Республики Татарстан по возрождению традиций коранопечатания в Казани в XXI веке.
Юлиана Калмыкова
3 декабря 2024
0
83
Нет комментариев
|
Выставка представляет памятники книжной культуры ислама, созданные и бытовавшие в России, Индии, Иране, Центральной Азии из собрания Фонда Ибн Сины, Научной библиотеки К(П)ФУ, Музея-заповедника «Казанский Кремль».
Центр микрофильмирования «Нур» (Нью-Дели, Индия) предоставил факсимиле средневековых рукописей. Редчайшие Кораны X – XV веков, тафсиры и переводы из собрания Института востоковедения РАН (Санкт-Петербург, Россия) и библиотеки Астана Кудс Резави (Мешхед, Иран), шедевры персидской поэзии «Шахнаме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами, украшенные рисунками гения исламской миниатюры Камалетдина Бехзада (XV в.). Наследие мусульманских поэтов и богословов Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства и Российской империи, демонстрируется татарскими рукописями XVIII-XIX веков из коллекции Казанского (Приволжского) Федерального Университета: «Кыйссаи Йусуф» (Сказание о Йусуфе, 1233) Кул Гали, «Нахдж ал-фарадис» (Путь в рай, 1359) Махмуда ас-Сараи, «Нуры содур» («Свет сердец», 1542) Мухаммедьяра. В диалог с переводом тафсира ат-Табари из коллекции Фонда Ибн Сины вступает тафсир части Корана, выполненный в начале XIX века татарским богословом Габденнасыром Курсави. Музей-заповедник «Казанский Кремль» представляет центральноазиатскую рукопись XIV века – том сборника хадисов аль-Бухари из библиотеки татарского историка и богослова Шигабутдина Марджани. На выставке несколько коротких аятов коранической суры «Аш-Шамс» невидимыми нитями исламской культуры соединяют различные артефакты, авторов, языки, эпохи и территории. |
Музей исламской культуры – структурное подразделение Музея-заповедника «Казанский Кремль», находится на цокольном этаже мечети Кул Шариф. Сейчас там проходит несколько выставок, расскажу о каждой подробно.
Выставка "Мир ислама в фотоколлекции Императорского Православного Палестинского общества" Выставка представляет 60 фотографий рубежа XIX–XX веков из коллекции Императорского Православного Палестинского Общества. На этих снимках, хранящихся в фондах Государственного музея истории религии, запечатлены повседневная жизнь мусульман, святые места, почитаемые христианами и мусульманами. Фотографии Бруно Геншиля, Ивана Барщевского и ателье Бонфис дополняют аяты Корана, стихи и проза А.С. Пушкина, П.А. Вяземского, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама и И.А. Бунина. Выставка приглашает к разговору о человеке и семье, о молитве и паломничестве, о воде и хлебе, о Книге и знании, о жизни и смерти, о многих других понятиях – через художественные образы, религиозную традицию и тексты классиков русской литературы. |
Музей истории Благовещенского собора представил новую выставку «В начале…».
Она знакомит посетителей с современным православным искусством. В экспозиции 15 работ художника-живописца Лейлы Фаизовой на христианскую тематику, выполненных в разных техниках: живопись акрилом, коллаграфия и ксилография. По задумке кураторов проекта работы распределены не только по стилям живописи, но и по тематике. Экспозиция состоит из трех частей, символизирующих этапы формирования православного вероучения. Первая – Исток – отражает ветхозаветную историю. Вторая часть – Рождение – начало новозаветной истории от Рождества Христова. Третья, завершающая – Сейчас – демонстрирует современные варианты ключевых православных образов. Кроме этой выставки, мы посмотрели ещё и постоянную экспозицию, где тоже увидели много интересного: Мне понравились макеты собора разных вреиен. Очень интересно посмотреть, как менялся собор на протяжении веков. |
Сегодня я побывала в Музее пушечного двора.
Там сейчас проходит выставка одного из уникальных явлений декоративно-прикладного искусства – златоустовскую гравюру на стали. На выставке представлено 80 изделий златоустовской гравюры на стали: украшенное холодное и огнестрельное оружие, бытовые предметы, декоративные панно. Среди экспонатов посетители могут увидеть клинок середины XIX века работы знаменитого мастера Ивана Бушуева – основоположника златоустовской школы. Художественный промысел также будет представлен работами советских мастеров-граверов Г.М. Берсенёва, А.И. Боронникова, Л.Н. Валиева, В.Ф. Тарынина, Н.В. Лохтачёвой, Г.И. Мануша и других авторов. Златоустовская школа гравировки зародилась на открытой в 1815 году Оружейной фабрике в г. Златоуст. Первоначально уральские мастера декорировали все виды клинкового оружия, затем бытовые предметы из стали. За короткий период в Златоусте сформировался свой особый стиль украшения клинков, отмеченный печатью высокого мастерства. Изделия златоустовской школы характеризуются сложными сюжетными композициями и выразительностью художественного языка авторов. Развитие искусства златоустовской гравюры продемонстрируют изделия современных мастеров и предприятий, которые занимаются украшением холодного оружия и декоративных предметов. Выставка дарит возможность познакомиться с историей самобытного искусства сквозь призму музейных предметов. Мне очень понравилось панно с собаками: |
Еще один символ Казани- это, конечно, Башня Сююмбике.
Башня вероятнее всего построена в XVII – XVIII веках и получила название в честь казанской царицы Сююмбике, правившей Казанью после смерти своего мужа хана Сафа-Гирея с 1549 по 1551 годы. Строение выполняло функции дозорной башни, с вершины которой просматривается обширная панорама окрестностей с видом на реки Волга и Казанка. Башня Сююмбике возведена из большемерного, хорошо обожженного кирпича, занимает площадь 140 кв.м., состоит из 7 ярусов, а её общая высота достигает 58 метров. 3 нижних различных по высоте квадратных яруса имеют равносторонние квадратные контуры, окруженные по всему периметру открытыми галереями-гульбищами (терраса). Гульбища обнесены парапетами с ширинками на первом ярусе, поясами, выполненными поребриком (бордюр), на втором и третьем ярусах. Нижний ярус башни Сююмбике представляет собой два пилона, соединенных цилиндрическим сводом над проездом между ними. На южном и северном фасадах строения имеются круглые окошки, обрамленные кирпичным валиком, и небольшие двери (по 1 двери на 1 фасаде), которые ведут во внутренние помещения башни. На западном и восточном фасадах пилоны украшены декоративными колоннами (по 2 колонны на 1 сторону обоих пилонов, всего – 8 колонн), завершающимися капителями-консолями по булгарскому образцу. В толще каждого пилона располагаются наклонные сводчатые коридоры с лестницей, ведущей на верхние ярусы башни. Проезд перекрыт современными коваными воротами, которые носят название “День и ночь”. Они были изготовлены в 2003 году по эскизу архитектора Р.М. Забирова. Арка, в которой расположены ворота, направлена на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Это объясняет наличие символических изображений Солнца и Полумесяца, лучей и звёзд, отражающих смену дня и ночи. Символ смены дня и ночи также выражается в последовательности размещения зодиакальных символов в верхней части ворот: день и расцвет природы обозначены весенне-летними знаками Зодиака, ночь и период сна природы – осенне-зимними знаками. Башня имеет наклон в северо-восточную сторону на 1,98 метра, который вызван процессами взаимодействия грунта и неоднородного культурного слоя. Для предотвращения дальнейшего наклона башни нижний ярус в 1914-1916 годах был охвачен железным поясом. Вечерняя башня особенно красиво!!! |
Кул-Шариф — главная джума-мечеть республики Татарстан и города Казани (с 2005 года).
Строительство мечети Кул Шариф осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» А.В. Головина, А.И. Исхакова, И.Ф. Сайфуллина, А.Х. Саттарова, М.В. Сафронова, С.П. Шакурова. Здание плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает 8-угольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками. В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов. Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц. При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии. Мне очень понравилась миниатюрная копия Кул-Шарифа! Выглядит сказочно!! |
Сегодня я впервые побывала в Музее истории татарской государственности.
Музей посвящен государствам, которые являются частью исторического прошлого татарского народа и его предков, а также периоду ТАССР и современной Республике Татарстан. В экспозиции представлены реконструкция трона казанских ханов, золотоордынские монеты, образцы письменности XV-XVI веков, выполненные арабской графикой, фрагмент колчана XVI века с крылатым змеем, государственные награды ТАССР и другие экспонаты Мне больше всего понравился ханский трон- он выглядит роскошно!! Так и хочется сесть! ![]() Конечно, отдельный зал посвящен и современной истории Татарстана: Вот такая большая и объёмная конституция там представлена! Файл "/upload/blogs/15556df9b030f43d7fb59786b8c2144IMG/IMG" не найден! |
Выставка экспонируется в Музее истории государственности Татарстана.
Выставка посвящена комплексу Губернаторского дворца Казанского Кремля. Здесь представлены архивные документы, гравюры, живопись, фотографии, а также старинная мебель, археология, монетный клад XVI века. Все, что сможет проиллюстрировать насыщенную историю здания и его территории. Губернаторский дворец в Казанском Кремле был построен по решению российского императора Николая I. Он выбрал для постройки то же место, где раньше был дворец казанских ханов, таким образом подчеркнув преемственность центра власти в регионе. Поэтому часть выставки будет посвящена предыстории – Ханскому двору Казанского ханства и Царёву двору XVI-XVII веков. Губернаторский дворец был построен в середине XIX века по проекту создателя исторического храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве Константина Андреевича Тона. 22 августа 1851 года в его стенах прошло первое официальное мероприятие – этот день можно считать началом полноценной жизни здания. Бурная история XX века вовлекла в себя и здание дворца: здесь были органы власти Временного правительства, большевиков, СССР. А на период Великой Отечественной войны дворец стал домом для эвакуированных в Казань граждан. Сегодня Губернаторский дворец это резиденция Главы – Раиса Республики Татарстан. Он продолжает свою историю места власти в регионе, здесь обсуждают важнейшие для Татарстана решения, принимают гостей на самом высоком уровне. Обновленное, но не утратившее самобытности здание привлекает внимание туристов и жителей города. |
В сквере по улице Гагарина установлен памятник А.Н. Туполеву.
Андрей Николаевич Туполев — советский авиаконструктор, учёный, доктор технических наук. Родился 10 ноября 1888 года в Тверской губернии. 2 Под его руководством было создано более 200 проектов гражданских и военных самолётов, торпедных катеров и аэросаней. Около 70 из этих проектов было реализовано в опытных и серийных конструкциях. 1 На самолётах Туполева советские лётчики совершили первую посадку на Северном полюсе, выполнили рекордные перелёты в Америку, а в 1959 году Хрущёв впервые посетил США. 15 Андрей Николаевич был первым в СССР, кто спроектировал цельнометаллический самолёт. Несколько его военных проектов широко использовались во время Второй Мировой войны. Затем им был разработан ряд военных и коммерческих самолётов с реактивным двигателем |