В выставочном зале здания Присутственных мест Казанского Кремля открылась выставка «Татарский костюм – традиции и трансформация».
Выставка приурочена к 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии и Году культурного наследия народов России.
Костюм, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль.
Это одежда, обувь, головные уборы и изделия из металла - ювелирные украшения.
Как общенациональная форма одежды татарский костюм сложился в середине XVIII - первой половине XIX вв. и развивался в присущих ему формах до начала XX в.
Его становление происходило на протяжении многих столетий, и в нем сохранялся выработанный комплекс традиционных компонентов.
Влияние европейской моды, особенно начиная с конца XIX в., развитие новых отраслей, связанных с массовым производством изделий (изготовление фабричных тканей, химические красители и др.), внесли коренные изменения в комплекс татарского костюма.
Появились новые виды одежды, и постепенно произошла трансформация классического национального костюма в модернизированный общенациональный костюм буржуазной эпохи. Его ансамбль формируют облегченные по силуэту женские платья преимущественно европейского кроя, более короткие, подчеркивающие фигуру камзолы, калфачки в форме небольших головных накладок, узорные бархатные и кожаные туфли и другие элементы, соответствующие новому стилю в моде.
В костюме исчезли головные покрывала, утяжеляющие его силуэт украшения (хасите, изю, металлические пояса и др.), более сдержанной становится цветовая гамма.
Одежда развивалась в сторону функциональности, освобождаясь от многослойности, фрагментов золотого шитья, аппликации и другого рукотворного декора.
Роль национальных стереотипов в костюме продолжали выполнять головные уборы (кал-фак, такыя-калфак, тюбетейка), обувь (кожаные мозаичные ичиги и туфли), ювелирные украшения (серьги, браслеты, ожерелья и др.).
Традиционный татарский национальный костюм практически исчез в 1920-1930-е гг., немного сохраняясь в народной среде, особенно в сельской одежде, в крое платьев и жилетов (по типу камзола), способе ношения головных платков, характерных цветосочетаниях и популярности национальных ювелирных украшений.
Сегодня традиционный татарский костюм можно увидеть на театральной сцене, в постановках фольклорно-музыкальных коллективов.
Мастерами создаются современные образцы, в которых возрождаются особенности татарского костюма XVIII-XIX столетий, и таким образом самобытность и уникальность облика татарского костюма сохраняется и в наши дни.