Я познакомилась с творчеством Зуфара Фаатович Гимаева (1951-2022гг), — советского и российского татарского художника, портретиста.
Зуфар Гимаев - Заслуженный художник Российской Федерации (2012), народный художник Республики Татарстан (2017), заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (2002). Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая (2005), родился в Узбекистане, но с 1952 года жил в Казани, закончил Казанское художественное училище.
В детстве часто болел, в связи с чем начал заниматься йогой, спортом в целом. В частности, на третьем курсе учёбы в 1969 году стал чемпионом России по акробатике среди юниоров, имел разряд кандидата в мастера спорта. Предпочитал вольные упражнения, полагая, что таким образом через пластику тела можно выразить себя и свои эмоции; в дальнейшем также в этом плане занимался и пантомимой.
Мне показалось интересным, что Зуфар Фаатович был разносторонним человеком. И целеустремленным.
Будучи тесно связанным с татарской деревней, Гимаев избрал деревенскую тематику в качестве определяющей темы как в портрете, так и в жанровой картине. Как человек, родившийся в городе и проживший практически всю свою жизнь в городских условиях, Гимаев в таких работах пытался отобразить свою глубинную связь с деревней, свои детские эмоции и ощущения от возвращения на родину предков. Особенно это заметно в пейзажах с деревенскими видами, которые наполнены лиричностью и светлой меланхолией, в связи с чем Гимаева даже называли «художником-деревенщиком».
Широко известна выполненная Гимаевым серия портретов выдающихся деятелей культуры татарского народа — актёров, режиссёров, драматургов, писателей, поэтов, композиторов, художников. Не нагружая портреты излишней детализацией, он эффектно отображал душевное состояние своих героев, находя обычно какой-нибудь символический фоновый образ для передачи малейших нюансов их характеров, как-то плачущая театральная маска, крепкое дерево в окружении молодой поросли, белое одеяние или белый цветок. Усилению выразительности способствовало то, что Гимаев клал краски тонким прозрачным слоем и пользовался лессировкой, в результате чего создавался мягкий, тёплый колорит, а портрет как бы начинал светиться изнутри. Это всё дополнялось разнообразностью подходов к трактовке личности героев, оригинальностью образных характеристик и композиционных решений.
Выставка, которую я посетила, совсем не большая, в будущем мне хотелось бы подробнее познакомиться с творчеством этого художника.