ГлавнаяБЛОГИПамятники,истории про наш город и развлечения

Новые записи
«Культурная суббота. Краеведение»
«Культурная суббота. Краеведение»
23 июня 2025 - Полина Алексеева 0 0
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 1 +1
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 1 +1
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 1 +1
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+28 RSS-лента RSS-лента

Памятники,истории про наш город и развлечения

Автор блога: Самира Шарафутдинова
МоЯ учительница
Любимый учитель - это всегда лучший учитель. Какой он? Прекрасно владеющий своим предметом, умеющий заинтересовать учеников, убедить их в необходимости самостоятельного овладения знаниями, позитивный человек с твёрдыми жизненными принципами.
Именно таким Учителем является Ахмадиева Гульназ Наилевна. Для нас, выпускников начальной школы 2008 года, она всегда будет любимой и особенной.
Первая учительница не только дала нам начальные знания по основным предметам, научила учиться, но была (и остаётся) примером во всём. Иногда меня удивляет её безграничная работоспособность, она очень добросовестный, целеустремлённый и жизнелюбивый человек. Всегда доброжелательная, но принципиальная, Гульназ Наилевна очень любит детей и свою работу, поэтому её уроки продуманы так, чтобы каждому из нас всё было не только понятно, но и интересно. А ещё это уроки доброты, на которых она старается привить нам лучшие человеческие качества.
У Гульназ Наилевна удивительный голос, она владеет им в совершенстве, подбирая тон и интонацию в зависимости от ситуации. Он может быть приветливым или чуть- чуть осуждающим, требовательным или подбадривающим, весёлым или с грустинкой. Услышав звонкое «здравствуйте» в школьном коридоре, я знаю, что это идёт моя первая учительница. У неё прекрасное чувство юмора, она умеет найти особые слова одобрения и поддержки. Если мне нужен совет, я и сейчас иду к ней за помощью.
И пусть у моей любимой учительницы не модельная внешность, но замечательные карие глаза в обрамлении пушистых ресниц, красиво изогнутые брови делают лицо привлекательным. А какая у неё особенная улыбка! Когда Гульназ Наилевна улыбается, в уголках её глаз сбегаются маленькие морщинки, и кажется, что вся она светится добротой.
Её уважают учителя школы и наши родители, так как она не только Учитель (с большой буквы), но и очень порядочный человек!
Я хочу быть во всём на неё похожей, чтобы Гульназ Наилевна в будущем слышала обо мне только хорошее. Надеюсь, что она когда-нибудь прочтет это сочинение и узнает, как я ей благодарна не только за знания, но и за её терпение, понимание и любовь.
МоЯ учительница
Любимый учитель - это всегда лучший учитель. Какой он? Прекрасно владеющий своим предметом, умеющий заинтересовать учеников, убедить их в необходимости самостоятельного овладения знаниями, позитивный человек с твёрдыми жизненными принципами.
Именно таким Учителем является Ахмадиева Гульназ Наилевна. Для нас, выпускников начальной школы 2008 года, она всегда будет любимой и особенной.
Первая учительница не только дала нам начальные знания по основным предметам, научила учиться, но была (и остаётся) примером во всём. Иногда меня удивляет её безграничная работоспособность, она очень добросовестный, целеустремлённый и жизнелюбивый человек. Всегда доброжелательная, но принципиальная, Гульназ Наилевна очень любит детей и свою работу, поэтому её уроки продуманы так, чтобы каждому из нас всё было не только понятно, но и интересно. А ещё это уроки доброты, на которых она старается привить нам лучшие человеческие качества.
У Гульназ Наилевна удивительный голос, она владеет им в совершенстве, подбирая тон и интонацию в зависимости от ситуации. Он может быть приветливым или чуть- чуть осуждающим, требовательным или подбадривающим, весёлым или с грустинкой. Услышав звонкое «здравствуйте» в школьном коридоре, я знаю, что это идёт моя первая учительница. У неё прекрасное чувство юмора, она умеет найти особые слова одобрения и поддержки. Если мне нужен совет, я и сейчас иду к ней за помощью.
И пусть у моей любимой учительницы не модельная внешность, но замечательные карие глаза в обрамлении пушистых ресниц, красиво изогнутые брови делают лицо привлекательным. А какая у неё особенная улыбка! Когда Гульназ Наилевна улыбается, в уголках её глаз сбегаются маленькие морщинки, и кажется, что вся она светится добротой.
Её уважают учителя школы и наши родители, так как она не только Учитель (с большой буквы), но и очень порядочный человек!
Я хочу быть во всём на неё похожей, чтобы Гульназ Наилевна в будущем слышала обо мне только хорошее. Надеюсь, что она когда-нибудь прочтет это сочинение и узнает, как я ей благодарна не только за знания, но и за её терпение, понимание и любовь.
День матери: хорошо, что праздник мамы есть
В последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. В этом году праздник приходится на 24 ноября. Это довольно «молодой» праздник, возникший только в 1998 году по указу президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. А инициатива учреждения этой знаменательной даты принадлежала Комитету Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи.

Цель праздника – отметить особое значение в жизни каждого из нас главного человека – Матери. Большинство регионов устраивает в этот день чествование матерей. Так, в Тюменской области 19 многодетных мам получат медаль «Материнская слава», которую им вручит лично губернатор края Владимир Якушев. В Уфе всем молодым мамочкам, выписывающимся в этот день из роддома, ГИБДД подарит автокресла для малышей, а в Анапе, помимо выставок и концертов, пройдет ярмарка вакансий для безработных мам. В Томске женщины детородного возраста смогут абсолютно бесплатно сделать УЗИ, другие исследования и получить консультации опытных врачей.

Как видим, подарки российские матери в этом году получат не только памятные, но и практичные и полезные. Но это – со стороны местных властей. А вот обычные граждане еще не привыкли считать День Матери по-настоящему праздничной датой, как показал только что прошедший всероссийский опрос ВЦИОМ. Как сообщает РБК, о том, что за праздник отмечается в конце ноября, знают в той или иной степени 78% россиян, однако треть из них (32%) имеют представление об этом лишь в самых общих чертах, а 21% вообще впервые слышат о празднике. Правильно же ответить, когда именно отмечается День матери, смогли только 16% опрошенных, причем женщины дали вдвое больше правильных ответов, чем мужчины. 40% опрошенных сказали, что никак не отмечают этот день. А между тем, во многих странах мира День матери – событие по-настоящему радостное и торжественное, уходящее своими традициями вглубь веков.

«Мать – это живое начало мира и его бесконечность»

День матери – отнюдь не изобретение современного общества. Еще в Древней Греции отдавалась дань матери всех богов – Гере. Древние римляне «свою» мать Богов – восточную Кибелу – чествовали три дня в марте. Для кельтов Днем матери был день богини Бриджит.

И в средние века праздновали День матери. Так, в Великобритании он отмечался в середине Великого поста в воскресенье, и был неразрывно связан с христианской символикой. Дети и внуки непременно встречались с мамами и бабушками и благодарили их. В более поздние времена этот праздник стали называть «Мамино воскресенье», и даже те, кто работали вдали от дома, имели право навестить свою семью в этот день и подарить старшим родственницам небольшие подарки. Подобные традиции существовали и во Франции, и в Бельгии, и в других странах Европы. Праздник практически исчез к XIX веку, но вновь возродился в годы Второй мировой войны. Видимо, потому что во времена великих потрясений человек черпает силу в самом главном – в своих корнях, в традициях своей семьи и страны, в воспоминаниях о родительской доброте и заботе.

Официальным праздником День матери впервые стал в начале прошлого века в США. Именно там, в Западной Вирджинии, в мае 1907 года скончалась почтенная и всеми любимая мать семейства Мэри Джарвис. Для ее дочери, Энн, это стало тяжелой утратой. Ее мучило то, что она не успела выразить маме всю силу своей признательности. И тогда Энн и другие женщины, которые разделяли ее чувства, стали писать письма в правительство с предложением учредить День матери. И такой праздник через несколько лет действительно появился в календаре. Мамам и бабушкам в этот день говорят самые теплые слова, дарят цветы и подарки. Повзрослевшие дети навещают родственниц, приезжая порой с другой стороны света. А те дети, что еще «не вылетели из гнезда», вместе с отцами сами убираются в доме и устраивают праздничный обед.

В разных странах этот день приходится на разные даты. Например, американцы и большинство европейцев отмечают День матери во второе воскресенье мая, период, который у нас и без того перенасыщен праздниками. В России праздник отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября, на Украине – 12 мая, в Беларуси – 14 октября, в Грузии – 3 марта, в Армении – 7 апреля, в Казахстане – 16 сентября, в Великобритании – 3 апреля.

В нашей стране День матери до недавнего времени не отмечался. Но это вовсе не означает, что женщина не играла огромную роль в обществе, не была уважаема и любима – недаром самым почитаемым образом на Руси издревле была и остается по сей день Икона Божьей матери.

Это интересно

*В большинстве мировых культур Мать – символ жизни, святости, вечности, тепла и любви.

*Слово «мама» звучит почти идентично во многих языках, даже никак не связанных между собой: mom, mommy, mum, mummy, ma, mam, mammy, maa, amaa, mata – на английском и родственных ему языках; māma - на китайском; máma – на чешском; maman – на французском и персидском языках; mamma – на итальянском и исландском, madre – на испанском. Этот список можно продолжить.

*День Матери отмечают в Австралии, Австрии, Белоруссии, Бразилии, Германии, Дании, Италии, Китае, Украине, США, Швеции, Японии и других странах. То есть без преувеличения – во всем мире.

«Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе»

Считается, что жизнь женщин на Руси была сурово ограничена многими правилами и запретами, некоторые историки отводят им едва ли не роль рабынь. Это совсем не так. Да, как правило, женщины не играли видных социальных и политических ролей, но во всем, что касается повседневной жизни, роль женщины сложно переоценить. Русской семье было свойственно взаимоуважение, равноправие мужа и жены в житейских вопросах, и, конечно же, безусловное почитание женщины-матери. Едва забеременевшую женщину сразу окружали заботой, а многие старые правила вполне согласуются с современными теориями перинатального воспитания
Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля
История[править |
До 1917 года[править
Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 г. Первоначально спектакли проходили в гимназическом театре, который имел специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра было возведено в 1803 г. (деревянный театр на каменном фундаменте) на месте нынешнего здания театра.

Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 г. началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью. Первые спектакли начали давать в 1851 г. В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Всегда выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские.

Но постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева в 1874 г. 26 августа 1874 г. впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара 1874 г., существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.

Советский период[править |
В 1934 г. СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).17 июня 1939 г. театр открылся оперой Назиба Жиганова «Качкын». Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 г. по проекту московского архитектора Скворцова. В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н.Жиганова «Алтынчеч»[1]. В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. До войны известный татарский поэт, погибший в фашистской неволе, заведовал в театре литературной частью.

10 февраля 1941 г. в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета.

В июне 1957 г. Татарский государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Следующий выезд в Москву состоялся в июле 1986 г. Это были большие гастроли театра, получившие замечательные отзывы.

В 1988 г. театру было присвоено звание «Академический»[2].

По разные стороны от здания театра установлены памятники — Пушкину (по улице Пушкина) и Тукаю (по Театральной улице). Фронтон здания выходит на площадь Свободы. У обратной стороны разбит небольшой сквер с фонтаном и цветниками.

Современность[править |

Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Монета Банка России — Серия: «Памятники архитектуры России», 3 рубля, серебро, 2005 год
Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. С 2001 г. художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски и в других направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля. Речь идет о ряде международных проектов, осуществление которых позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.

С 1994 года театр ежегодно проводит международные турне по странам Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Голландия, Португалия, Дания, Франция и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике все оперные и балетные премьеры театра, давая более 100 спектаклей в год.

Особенностью административно-художественной структуры театра" является отказ от института «главных» (режиссёр, балетмейстер, художник), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности художественного руководителя оперы и художественного руководителя балета, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.

Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно, оперные и балетные шедевры. Благодаря введению в 1990 г. контрактной системы с её жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, а также поспектакльной оплаты труда (индивидуальный гонорар за отдельную партию плюс гарантированный оклад), театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов — участи многих российских театров, но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.

Согласно исследованиям журнала «FORBES» (октябрь 2009), Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля — второй по показателю заполняемости зала в России (93 %), он уступает пальму первенства лишь Мариинскому театру Санкт-Петербурга[3].

Фестивали[править | править вики-текст]
ТАГТОиБ им. М.Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982 г.), классического балета им. Р.Нуриева (существует с 1987 г., с 1993 г. носит имя Нуриева), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.

Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина[править | править вики-текст]
Основная статья: Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина
Первый фестиваль состоялся в 1982 году по инициативе директора театра Рауфаля Мухаметзянова и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А. Масленников, В.Верестников, В.Пьявко, И.Архипова, Ю.Мазурок, Т.Ерастова, Т.Синявская, А.Ломоносов, В.Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И.Богачева, Л.Филатова, В.Ванеев, Ю.Шкляр, В.Черноморцев, А.Агади, А.Шагимуратова, зарубежные певцы Рене Папе, Мельба Рамос и др., дирижеры Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Гинтарас Ринкявичус, Ренат Салаватов и другие. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева[править | править вики-текст]
Основная статья: Нуриевский фестиваль
Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В.Васильев, Е.Максимова, Г.Комлева, Н.Долгушин, Н.Грачёва, К.Кырб, Л.Кунакова, Н.Павлова, Т.Чернобровкина, Н.Ледовская, Илзе Лиепа, П.Скирмантас, И.Валекайте, Э.Шпокайте, Т.Кладничкина, В.Григорьев, А.Дорош, Л.Шипулина, Е.Князькова, И.Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина, Ю.Махалина, Т.Голякова, С.Захарова, Н.Цискаридзе и др.
Детский центр «Зарница
Детский центр «Зарница» представляет собой уникальный многоформатный комплекс, который осуществляет свою деятельность в сфере предоставления развивающих услуг для детей в возрасте от 5 лет до 14 лет.В Детском центре «Зарница» сделан акцент на социально значимые направления деятельности: военно-патриотическое, спортивно-техническое, формирование ценностей здорового образа жизни, повышение уровня безопасности жизнедеятельности детей, и вовлечение детей в творческую деятельность, в активную проектную и научно-исследовательскую работу..Там вы можете посетить такие станции как Космодром На Станции «Космодром» ты сможешь пройти полный курс подготовки космонавтов и получить новые знания о Вселенной, Солнечной Системе и её Планетах. Ты узнаешь всё о достижениях современной космонавтики, отечественных учёных и космонавтах, а также совершишь полёт на уникальном космическом корабле «Клипер»!Станция «Безопасный Город»
В процессе изучения правил безопасности на станции Безопасный город ты научишься преодолевать трудности, искать выход из сложных ситуаций, оперативно оказывать необходимую помощь пострадавшим. Наставники станции «Безопасный Город» с радостью поделятся советами, которые помогут избежать чрезвычайных происшествий, а главное - сделают процесс познания увлекательным и интересным.Станция «Наукоград»
Всех, кто интересуется наукой, обожает ставить опыты и эксперименты, стремится к новым знаниям в областях естественных и технических дисциплин, Детский научно-развлекательный центр «Зарница» приглашает посетить станцию «НаукоГрад»!Станция «Академия Талантов»
Новая станция "Академия Талантов", оснащенная высокотехнологичным сверхбезопасным интерактивным оборудованием, изготавливаемым для нас Производственным Объединением «Зарница», располагает на своей площадке 7 уникальных локаций:Актёрская Мастерская
Гримёрная
Музыкальная Студия
Фотошкола
Мультипликационная Студия
Музей Хроники
Киностудия
История Казани
В 1240 году разрушена до основания монголо-татарарами. В 1399 году снова разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. С середины XV Казань - столица Казанского ханства. Летом 1552 года взята штурмом русской армией во главе с Иваном Грозным. В 1774 году сожжена войском Емельяна Пугачёва. В 1804 году в Казани открыт университет.
Казань
Сказаний и легенд о возникновении Казани сложено немало. Название города одна из легенд объясняет так: "Люди, первыми появившиеся на этом месте, брали воду в реке и упустили казан. Реку, где их казан утонул, стали звать Казанкой, а город, основанный на её берегах, получил название Казань".
Одним из самых ранних письменных упоминаний Казани является документ, в котором сказано: "Бысть же на Каме реке старый град, именем, Брягов, оттудо же прийде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обретя на Волге, на самой украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми Царь вознагради на месте том Казань". Наиболее достоверна такая версия: название города произошло от слова тюркского происхождения "казан", в переводе "край, предел, граница". Казань - место на краю земли, город на границе.

Среднее течение реки Казанки в древние времена было заселено булгарами - тюркоязычными племенами. Они пришли с Урала, низовий Волги и Дона и создали в этих землях булгарское государство. Здесь скрещивались торговые пути Запада и Востока. Булгары торговали пушниной, рыбой и ремесленными изделиями с Ираном, Хорезмом, Византией и Русью. На Волге по всему торговому пути они основывали города, а недалеко от устья Ками располагалось место большой ярмарки. Столицей Волжской Булгарии был Великий город, называвшийся также Булгар.

В 1236-1240 годах Волжская булгария была завоёвана монголо-татарами и Великий город был разрушен до основания. Захват городов и неудачные выступления против завоевателей вынудили часть булгар уйти в новые места. Булгарский принц Алтынбек, один из немногих спасшихся после разгрома Булгарии, избрал местом своего пребывания Казань, небольшой город на берегах реки Казанки, к северу от бывшей столицы. В поисках более удобного и выгодного места Казань трижды переносили, и в XIV веке она становится центром обширного княжества. Казанские князья даже чеканили собственную монету "новый булгар".

В 1399 году Казань была полностью разрушена московским князем Юрием Дмитриевичем. Восстановили город ко второй четверти XV века на одном из холмов. Там впоследствии был поставлен казанский кремль, в котором располагались дворец ханов и мечети. С середины XV века Казань становится столицей Казанского ханства, его экономическим и политическим центром. Между Казанским ханством и Русью в то время существовали тесные экономические связи, нарушаемые военными действиями. Ханы совершали разорительные набеги на русские земли, особенно после 1445 года, когда престо Казанского ханства занял хан Махмутек. В ответ московские князья водили рати в казанские земли, а в 1487 году великий князь Иван III захватил Казань и посадил на престо угодного ему Мухамед-Эмина.

Город Казань лежит на левом берегу Волги, в 7 верстах от берега, в ровной местности, на небольшом холме; вокруг города протекает река Казанска, от которой и город и вся область получили своё название. ...Этот город, подобно всем расположенным на Волге городам, окружён деревянными стенами с башнями, и дома в нём также деревянные; но кремль этого города хорошо защищён толстыми каменными стенами, орудиями и солдатами. Великий князь отрядил в кремль не только воеводу, но и назначил в город ещё особого наместника, которые должны были управлять жителями и править суд. Город населяют русские татары.

Область казанская, простирающаяся налево от Волги к северу почти до Сибири, а на восток до страны ногайских татар, была раньше татарским царством. Так как это царство было очень могущественно и могло выставить в поле до 60 000 человек, то оно вело с русскими мяжкие кровавые войны и иногда принуждало их платить себе дань; однако в конце концов татары были покорены царскою державою.

А. Олеарий "О городе Казани и о том, как Казань подпала под власть московитов"


Казань была столицей ханства, которое в середине XV века почувствовало себя достаточно сильным, чтобы стать независимым от Золотой Орды; только сперва город располагался вовсе не там, где теперь, а выше по течению Казанки, вёрстах в двадцати от её слияния с Волгой. История Казани на протяжении всего пятнадцатого столетия сводится к изнурительной борьбе между татарами и русскими, а затем к убийствам туземных правителей русскими или русских правителей туземцами. Именно об этих временах повествует невнятное, но чрезвычайно распространённое предание о царице Сююнбеке. Подобно тому, как на Кавказе все замки построены царицей Тамарой, в Казани есть дворец царицы Сююнбеке, башня царицы Сююнбеке, могила царицы Сююнбеке. Такой почести обыкновенно удостаивают народы своих последних суверенных правителей.

В августе 1552 года Иоанн IV, для нас Иоанн Грозный, которого ни один историк не догадался ещё назвать Иоанном Храбрым, переходит Волгу во главе многочисленной армии и становится лагерем на обширной равнине, простирающейся от Волги до моря, в том месте, где ныне высится памятник русским, павшим во время штурма второго октября.

Штурм этот был ужасен: русские вошли через брешь от взрыва бомбы, подложенной в подкоп под кремлём царским инженером Россмойбоком. За каждый дом и за каждую улицу сражались с ожесточением, которое вкладывают и в нападение и в защиту враждебные по духу народы враждебных рас и религий.

Прямо в день взятия Казани Иоанн приказал построить из готового сруба, привезённого им с собой, маленькую деревянную церковь, и за шесть часов её сложил всю целиком от основания до маковок. В ней отслужили благодарственный молебен и панихиду за русских, павших в этом сражении.

Церковь эта, по всей вероятности, была воздвигнута там, где ныне высится каменный монумент. Сожжённая в 1774 году Пугачёвым - казаком, который пытался выдать себя за Петра III и которого, показывая народу, возили по Москве в железной клетке, Казань была вновь сожжена в 1815 году. Пожар уничтожил двадцать две церкви, три монастыря и три пятых города.

Вот чем объясняется то обстоятельство, что Казань с её восточными воспоминаниями и исламом - совершенно русский город, в нём девятьсот восемьдесят улиц, десять мостов, четыре тысячи триста домов, пятьдесят восемь церквей, четыре собора, четыре монастыря, десять мечетей, две гостиницы для путешественников, семь трактиров, два кабака, пятьдесят две тысячи двести сорок четыре жителя, из которых пятнадцать тысяч магометан, а остальные христиане: православные, раскольники или протестанты.

Увиденная с дамбы, Казань словно поднимается из глубин огромного озера. Открываясь взору со своим старым кремлём, которого никогда не достигали никакие пожары, и колокольнями своих шестидесяти двух церквей, она являет собою зрелище самое фантастичное.

Однако более всего поражает величавая и вместе живописная громада памятника русским, павшим при штурме; установленный в 1811 году, он, на мой взгляд, не может быть отнесён ни к какому из известных архитектурных стилей, а его низкие мрачные очертания полностью соответствуют назначению погребального монумента, каковое задавалось архитектору.

А. Дюма "Путёвые впечатления в Россию"
Казань
Казань строилась по типу средневековых городов - крепость и посад. Центром города был кремль с высокими дубовыми крепостными стенами. Внутри кремля находились каменные дворцовые строения, мечети, мавзолеи. Росла Казанть быстро и к концу XV века стала самым крупным городом на Средней Волге. В начале XVI века период мирной жизни города был снова нарушен и набеги возобновились. Особенно частыми они стали, когда ханский перстол Казани захватил ставленник Турции, брат крымского хана Сахиб-Гирей. В 1521 году он уступил престол Сафа-Гирею. Казань превратилась в орудие борьбы с Русью, направляемое из Турции. Постоянные набеги татар на Русь сделали Казань объектом притязаний со стороны Москвы. В XVI веке московские воеводы постоянно ходили военной ратью на Казань, а летом 1552 года к городу двинулась 150-тысячная русская армия во главе с Иваном Грозным. Уже осенью, второго октября, Казань взяли штурмом и Казанское ханство окончательно было присоединено к Москве.

Иван Грозный сразу же повелевает приступить к восстановлению разрушенного города. Сюда царским указом направляются лучшие русские мастера, которым наказано " весне в Казани новый град Казань камен делати". Внешний облик города существенно изменился. В нём появились Благовещенский собор и Спасская надвратная башня, дома местной администрации, бояр, воевод и духовенства. Город постепенно начал заселяться русскими "переселенцами", служилыми людьми и купцами из Москвы, Новгорода, Пскова, Костромы и других городов. В 1555 году была утверждена Казанская архиепископия. В Казань прибыл избранный архиепископ Гурий и другие священнослужители.

Оставаясь важным в стратегическом отношении городом, Казань XVI-XVII веков напоминала военный лагерь. По кремлёвским и посадским стенам днём и ночью ходили дозоры, мосты на ночь поднимались, ворота проезжих башен запирались, а ключи от них хранились лично у воеводы.

К концу XVII века с продвижением границ Русского государства на восток Казань теряет значение крепости, превращаясь в крупный административный и торговый город. В 1708 году Казань становится центром обширной губернии. В XVIII веке это уже крупный и богатый город, чему способствовало положение посредника в торговле между востоком и центром России. Уже с начала века здесь начинает активно развиваться промышленность. В 1714 году в Казани была основана суконная мануфактура, а в 1718-м судоверфь.

В 1774 году Казань осадили войска Емельяна Пугачёва. Восставшим удалось занять весь город, кроме кремля. Пугачёвцы сожгли Казань. Город нёс урон не только от бунтов. Бедой были и пожары, которые почти полностью выжигали центр и слободы вокруг него.

Большим событием, подчёркивающим значимость города, стало открытие в 1804 году Казанского университета.

К середине XIX века в Казани проживало около 60 тысяч жителей разного вероисповедания: более 30 тысяч православных, 15 тысяч не православных (из них около тысячи католиков и протестантов), 4 тысячи старообрядцев и 10 тысяч мусульман.

XX век Казань встретила промышленно развитым торговым городом. Здесь работали более 120 заводов и фабрик, дававшие продукцию на четыре миллиона рублей ежегодно. Товары отправлялись в путь через три пристани на Волге и реке Казанке.
История Казани
История Казани
Кидспей
Парк КидСпейс в Казани создан по типу учебно-развлекательного «города профессий», где дети 4–14 лет в игровой форме получают навыки различных сфер производства и общественной деятельности, участвуют в командных играх и мероприятиях.

Входной билет в парк можно купить на целый день. Дети от 8 лет допускаются в КидСпейс без сопровождения взрослых.

Вместе с билетом каждый ребенок получает паспорт города профессий и первые игровые деньги — «опыты». Их можно тратить на получение новых навыков. Освоив профессию, дети смогут зарабатывать новые опыты и распоряжаться ими уже на свое усмотрение: продолжить обучение или заплатить за развлечения и игры в парке ЯХочуха. Уходя, оставшиеся опыты можно положить на персональный банковский счет и использовать во время следующей игры.

Всего в интерактивном парке КидСпейс оборудовано 20 игровых станций профессий, где юные горожане могут стать спасателями, докторами, кондитерами, автомеханиками, строителями, фермерами или выбрать любую другую деятельность из предложенных.

Малыши до 4 лет могут играть на специальной площадке «Детский сад» под присмотром родителей. На этой станции есть пеленальный столик и место для кормления.

В городе профессий работает кафе, где родители могут отдохнуть и воспользоваться бесплатным Wi-Fi, наблюдать за своими детьми и фотографировать их.
Кидспей
Кидспей
Кидспей
Пямятник Рихарду Зорге
Война, которая унесла миллионы жизней, была выиграна благодаря самоотверженным воинам, в том числе и таким, как Рихард Зорге. Открывая памятник, мы не только отдаем дань уважения погибшим на фронтах, но и показываем, как мы чтим эту память, - сказал Халиков.

О подвиге легендарного разведчика напомнил Борис Кузнецов. Герой войны напомнил, что благодаря подвигу Зорге руководство страны своевременно узнало о готовящейся войне.

- Это великое счастье, что мы живем в такой прекрасной стране, что у нас есть такая прекрасная молодежь. Пусть это счастье длится долгие годы, - подчеркнул ветеран.
Планируется, что в республике в рамках проекта будут установлены памятники Михаилу Девятаеву, Мусе Джалилю и Гавриилу Державину.