В Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ в Казани мы посмотрели выставку «Петр Сперанский. «Архитектор» татарского театра».
На выставке представлены эскизы к декорациям таких известных спектаклей как «Ходжа Насретдин», «Король Лир», к операм «Алтынчеч», «Пиковая дама», к балету «Шурале», «Дон Кихот», костюмы к спектаклям, архивные фотографии из собрания ГМИИ РТ, ТГАТ им. Г. Камала и частного собрания.
Часть экспозиции посвящена лирическим пейзажам с видами Казани, Крыма, Кавказа, и многочисленным зарисовкам татарского орнамента, которые послужили основой изданных альбомов «Татарский народный орнамент» (1948, 1953).
Петр Сперанский родился 1 января 1891 года в Казани. В 1914 году окончил Казанскую художественную школу (ученик Н.И. Фешина и П.П. Бенькова), в 1924 году – Казанский государственный художественно-технологический институт (Высшие художественно-технические мастерские), факультет архитектуры гражданских и специальных сооружений, получив квалификацию архитектора.
Работал художником в труппе «Сайяр» (1915–1917) и при оперных сезонах (1916–1920), одновременно выступал на сцене в качестве артиста (окончил драматическую студию). Стал главным художником Татарского академического театра в 1924 году, а позже Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.
В своем творчестве Петр Сперанский продолжил традиции «Мира искусства» (в частности, в его декорациях читаются традиции А. Головина и А. Бенуа). Декорациям художника присущи графичность, орнаментальность, плоскостность цвета. Традиции выражаются также в использовании «старинных» техник: акварели, гуаши, темперы.
Выставка красивая, очень интересные картины, необычные.