Здание — одно из ярких представителей казанского конструктивизма. Даже противники сооружений, как тогда говорили, «корбузианского типа» возражали только против его крупных габаритов для узкой улицы Баумана и малой гармонии с примыкающими строениями. Здание, за счет рационально скомпонированного плана, значительно массивнее, чем кажется внешне.
Проект составлен инженером-консультантом Татиздата Семеном Самойловичем Пэном (Моспроект) и одобрен в сентябре 1930 года. В следующем году начали привозить материалы и выкладывать цоколь двух производственных корпусов. Стройка была образцом бесхозяйственности. На площадке, рассказывается в книге «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» Сергея Саначина, царил хаос, рабочие жили прямо на стройке, в бывшей пивной «Касьяныч». Но в августе ее надо было снести, и рабочие партиями бежали на другие стройки.
Протяженный редакционно-издательский корпус Е перекрыл Молочный переулок (так по привычке тогда именовали новую Международную улицу, сейчас это улица Кави Наджми) и находился на Баумана. На нижнем этаже располагались магазины Татиздата — они предназначались для культурной, хозяйственной и политической пропаганды. Символика редакционного корпуса — раскрытая книга с ленточными окнами-строчками и закругленным пилоном-корешком. Его ведущий архитектурный мотив — трехэтажные ленточные крылья на открытых колоннах, тот же прием Пэн использовал в бакинском Доме печати 1931 года. Самому автору комплекса Татиздата, впрочем, не дали возможности представить проект архитектурного оформления.
Разрабатывали его архитекторы Татпроекта и преподаватель КИИКСа (ныне КГАСУ) Анатолий Михайлович Густов. Пэн одобрил, а Архсовет утвердил проект Густова с рядом поправок, среди которых — замена розового цвета штукатурки на серый, отказ от руста на фасаде и колоннах, от всех украшений выступа. Густов еще намечал на фасаде герб СССР, часы и надпись «имени Максима Горького» по точному автографу писателя.