Удивительный "Грот" мне удалось посетить в музее-усадьбе «Кусково» в Москве.
Сначала на этом месте был деревянный грот, но как он выглядел — неизвестно, остались только письменные упоминания. Замена на каменное строение, которой занимался крепостной архитектор Федор Аргунов и которое можно увидеть в Кускове сегодня, заняла около пяти лет — с 1756 по 1761 год.
Экстерьер грота по задумке архитектора олицетворял соединение стихий камня и воды. Его купол увенчан скульптурным фонтаном, каменные струи которого, стекая по крыше и стенам, расходятся по земле скругленными фигурными ступенями стилобата. Поддерживают тему воды и ажурные решетки на окнах и дверях, напоминающие причудливые водоросли.
Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный — в холодной.
В 1761 году Шереметев нанял для отделки павильона «гротических дел мастера» немца Иоганна Фохта. Его работа заняла почти в три раза больше времени, чем строительство, и завершилась только к 1775 году, но результат превзошел все ожидания.
Стены и своды обоих кабинетов Фохт украсил экзотическими гротесками — так в изобразительном искусстве называются причудливые декоративные композиции, сочетающие реальные и фантастические элементы. Само слово «гротеск» в итальянском языке (grottesche) означает буквально «гротовый». Именно интерьеры гротов первоначально украшали такие мотивы. Для своих гротесков немецкий мастер использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, кусочки дробленого стекла и зеркала, а также роспись, имитирующую поделочные камни. Самым удивительным декоративным элементом стали тысячи раковин 24 разных видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.
Восстановление ракушечного декора в наше время стало большим вызовом для реставраторов. Грот неоднократно реставрировался ранее — в конце 1870-х годов, в начале 1940-х, в конце 1970-х, однако работы тогда сводились к консервации проблемных участков. В ходе реставрации 2017–2019 годов было решено восполнить утраты новыми фрагментами.
Неприятным сюрпризом стал тот факт, что за прошедшие 250 лет семь видов моллюсков, чьи раковины использовал Фохт, успели вымереть, а некоторые поменяли среду обитания и внешний вид. Подходящие образцы на замену реставраторы подбирали вместе со специалистами Института океанологии РАН. Воссоздать первоначальный облик «Грота» позволили около 150 тысяч раковин, привезенных из Греции, Италии, Турции и Франции.
Ракушечное убранство павильона не ограничивалось стенами и сводами. В нишах «Грота» размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, не имеющее аналогов в нашей стране. Эти работы западноевропейских мастеров также инкрустированы раковинами и перламутром.
Мне очень понравился "Грот", такого я никогда еще не видела.