В 1767 году, желая ознакомиться с отдаленными губерниями России, императрица Екатерина II решила совершить путешествие по Волге. Для этой поездки в Твери были подготовлены 4 галеры – «Тверь», «Ярославль», «Волга» и «Казань».
2 мая императорская флотилия отправилась из Твери вниз по Волге. Она прибыла в Казань 26 мая. Дорога от пристани была устлана красным сукном. Через ворота Тайницкой башни Екатерина со свитой проследовала в Кремль, в Благовещенском соборе был отслужен молебен. Казань императрице чрезвычайно понравилась, и она чувствовала себя «весьма хорошо, истинно как дома».
Предание связывает с пребыванием императрицы в Казани историю великолепной кареты, которая относится к числу уникальных экспонатов собрания Национального музея Республики Татарстан. Эта карета – символ пышного и блистательного дворянского XVIII века. Подобными экипажами обладают только крупнейшие музеи – Музей-заповедник «Московский Кремль», Эрмитаж, Государственный Исторический музей. Однако все кареты неповторимы, так как изготавливались по индивидуальным заказам. В создании парадных роскошных карет принимали участие выдающиеся скульпторы, архитекторы, живописцы, бронзовщики.
Считается, что карета создана в середине XVIII века во Франции. Она изготовлена из различных пород дерева: дуба, березы, липы и сосны.
Предназначена для поездки двух лиц. Возок подвешен на кожаных ремнях-рессорах, которые регулировались при помощи специальных механизмов, расположенных позади кареты. В зависимости от рельефа дороги они натягивались или ослаблялись лакеем, стоящим на запятках.
Колеса кареты покрашены в красный цвет, диаметр задних колес составляет 180 см. Передние имеют небольшой диаметр – 60 см, они украшены позолоченной резьбой по втулке.
Резные, золоченые рельефы украшают возок, его двери, другие части и детали. Орнамент выполнен в стиле барокко.
Значительное место в декоре возка занимают живописные картины мифологического содержания: на дверцах кареты изображены Юпитер, Нептун и Венера, на передней части возка нарисована ладья Нептуна, на задней стенке – его колесница.
Живопись предположительно относится к работе мастеров школы французского художника Ф. Буше.
Внутри карета обита бархатом вишневого цвета. Стеклянные окна кареты изнутри украшают бархатные занавески, украшенные бахромой. Бархатом покрыты и две ступеньки, которые спускались от возка и поднимались во время езды. Крыша кареты покрыта черной кожей, закрепленной по периметру особыми гвоздями. Впереди возка – высокое место для кучера, сзади – место для лакея, стоящего на запятках кареты.
Императрица ездила в этой карете по Казани, а затем подарила экипаж архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину.
Летом 1889 года архиепископ Павел передал карету в ведение Казанской городской думы. В 1890 году, с мая по сентябрь, карета экспонировалась на научно-промышленной выставке, которая проходила в Казани. После закрытия выставки встал вопрос о дальнейшем местопребывании императорского экипажа.
В это же время началась работа по организации Казанского городского научно-промышленного музея. Его Совет обратился в городскую думу с ходатайством о разрешении перевезти в музей карету императрицы Екатерины II, где ее предполагалось выставить для представления широкой публике. Ходатайство было удовлетворено. Долгое время карета находилась в экспозиции историко-этнографического отдела музея, сейчас карету можно увидеть в Национальном музее РТ.
Национальный музей Республики Татарстан по случаю реставрации кареты выпустил специальный буклет «Экипаж ее Величества». На одной его стороне представлена карета во всей ее красе, на обороте даны иллюстрации, изображающие детали убранства и история экипажа. Текст дан на двух языках – татарском и русском.