ГлавнаяБЛОГИМой культурный Дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+1449 RSS-лента RSS-лента

Мой культурный Дневник

Автор блога: Залина Зиннатова
Культурное наследие
Казанский соблр
Сегодня хочу рассказать вам о Казанском соборе в Москве. У него интересная история.в свое время он был полностью разрушен.
Казанский соблр

Церковь Казанской иконы Божией Матери находится на пересечении улицы Никольской и Красной площади на месте исторического сражения с поляками, состоявшегося 1 ноября (22 октября) 1612 года.
Казанский соблр
Второе ополчение сумело взять Китай-город и освободить Кремль. Вместе с войском в Москву прибыл чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, в честь которого один из руководителей ополчения, князь Дмитрий Пожарский, построил в 1620-х годах деревянную Казанскую церковь на месте сражения.
Казанский соблр

В 1632 году храм князя Пожарского сгорел и был заново отстроен из кирпича на средства новой царской династии Романовых. Казанский собор освятили в 1636 году, после чего он сразу занял особое место среди приходских храмов Москвы. В среде духовенства собора сложился кружок ревнителей древнего благочестия, куда входили руководители старообрядчества Иван Неронов и протопоп Аввакум, которого арестовали именно здесь.
Казанский соблр

В XVIII–XIX веках внешний облик собора претерпел большие изменения, храм приобрел черты классицизма, появилась еще одна главка, разобрана отдельно стоявшая шатровая колокольня, вместо которой с запада, над крыльцом, возведена новая трехъярусная. В конце 1920-х годов перед закрытием храма реставратор П. Барановский произвел обмеры памятника, открыл сохранившуюся первоначальную кладку собора и элементы декора. Планировалась реставрация храма в формах XVII века, для которой были разобраны поздние пристройки. Завершить работы помешала реконструкция Красной площади, начавшаяся в соответствии со сталинским планом реконструкции Москвы. Предполагалось очистить практически весь Китай-город от исторической застройки. Казанский собор стал жертвой этой идеи: в 1936 году храм снесли.
Казанский соблр

В конце 1980-х годов началось обсуждение вопроса о восстановлении собора. Благодаря чертежам и обмерам Барановского, его ученик О. Журин составил проект воссоздания первоначального облика храма. Работы были выполнены в 1990–93 годах за счет средств московского правительства. Сегодня Казанский собор вновь открыт.
Казанский соблр
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Сегодня я хочу рассказать вам об очень интересном объекте культурного наследия федерального значения— Верхние торговые ряды, или современный ГУМ.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Здание в неорусском стиле построено на исторически торговом месте в конце ХIХ века в рекордно короткие сроки — за три года. На разработку проекта архитекторам дали всего три месяца. Основное условие — сохранение архитектурной гармонии главной московской площади, ведь торговый пассаж оказался лицом к лицу с древним зданием Кремля
Верхние торговые ряды. ГУМ.

Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело конкурс, в котором победил проект А.Н. Померанцева. Работы велись в 1890–1893 гг. 2 декабря 1893 г. комплекс был торжественно открыт.
Хотя зодчий отошел от классицистического стиля в пользу псевдорусского, структура комплекса осталась прежней: линии, проходы и широкие окна витрин.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Вытянутые «теремковые» крыши и шатры со шпилями над главным входом гармонируют с башнями Кремля. Благодаря инженерам В.Г. Шухову и А.Ф. Лолейту пассажи («ряды») получили крыши с остеклением. В здании была своя электростанция, освещавшая и ряды, и Красную площадь, водопровод и артезианская скважина.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Всего здесь было 1200 магазинов и три зала собраний. В 1897 г. в одном из них был создан кинотеатр.
После революции тут расположились квартиры известных деятелей правительства (напр., наркома продовольствия Цюрупы) и ряд контор.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
В 1930-х гг. существовали проекты сноса здания и строительства многоэтажного здания Наркомата тяжелой промышленности, но затем от них отказались. Торговля вернулась в 1952–1953 гг.: ряды были отреставрированы и получили новое название — Государственный универсальный магазин (ГУМ). Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Верхние торговые ряды. ГУМ.
Дом Казаковых в Казани
В нашем городе мног
Дом Казаковых в Казани
о объектов культурного наследия. И э о здорово!. Одним из таких объектов является Дом Казаковых. Дом Казаковых дом, где в 1853—1880 гг. жил почетный потомственный гражданин, купец первой гильдии, крупный благотворитель Казаков Мухаметзян Назирович. Это историческое здание в Казани, в Старо-Татарской слободе, на улице Каюма Насыри, дом 3. Построено в середине XIX века. Объект культурного наследия регионального значения
Дом Казаковых в Казани

Дом относится к стилю эклектики классицистического направления. Здание имеет прямоугольную в плане форму, венчается вальмовой крышей. Фасад, выходящий на улицу, равномерно декорирован: оконные проёмы в 8 осей чередуются с простенками, в которых расположены фигурные филёнки на первом этаже и каннелированные пилястры — на втором. Первоначально здание имело 6 оконных осей по фасаду, фасад был структурирован. Этажи разделены профилированной тягой. По углам дом украшен рустованными лопатками с объёмным декором. Наличники всех окон окружены «бриллиантовым» пояском. Над окнами обоих этажей — прямые сандрики, при этом над окнами нижнего этажа они менее широкие, чем оконные проёмы. Также над окнами имеются фигурные доски
Дом Казаковых в Казани
Дом Казаковых в Казани
Суконная мануфактура- объект культурного наследия.
Вчера, по пути в театр кукол "Экият" мы увидели интересное здание - суконная мануфактура, которое является объектом культурного наследия.
Суконная мануфактура- объект культурного наследия.
Суконная мануфактура- объект культурного наследия.

Здание суконной мануфактуры (первоначальное название шерстяной завод) построены купцом Дрябловым, после окончательного унаследования фабрики от скончавшегося купца- зводчика И.А. Михляева (1667-1728) и, позже, его супруги - урождённой Дрябловой.
Сейчас это здание является, чуть ли не единственным во всей Казани сохранившимся памятником промышленной архитектуры середины 18 века.
Интерьер: угрюмые, массивные своды, тянущиеся от земли ввысь, большое количество железных тяжей. Эта конструкция сводчатого покрытия уникальна и аналоги ее в городе до наших дней не сохранились.
Суконная мануфактура- объект культурного наследия.
Суконная мануфактура- объект культурного наследия.
Суконная мануфактура- объект культурного наследия.
Колесоотбойные тумбы
И снова я в Старо-Татарской слободе. Сегодня хочу рассказать ещё об одной достопримечательности.
Колесоотбойные тумбы

Чугунные колесоотбойные тумбы, характерные элементы российских городских улиц дореволюционного периода, пополнили список историко-туристических достопримечательностей Казани.
Колесоотбойные тумбы

Колесоотбойники, сохранившиеся до наших дней на улице Нариманова и Фатиха Карима, извлекли с дорог, обновили в мастерской и переустановили в Старо-Татарской слободе у домов №№ 5 – 7 по улице Каюма Насыри.
Колесоотбойные тумбы
Подобные металлические столбы вкапывали близ углов домов состоятельных владельцев и въездных арок, чтобы защитить их от наезда колес экипажей. Также они служили коновязями — местами «парковок»
Колесоотбойные тумбы
Дом Беркутова - памятник татарского модерна.
Мне очень нравится старинные дома нашей Казани. У каждого дома есть своя история. Сегодня хочу написать о доме Беркутова.
Дом Беркутова - памятник татарского модерна.
Мне он понравился своим ярким видом.
Дом Беркутова – это памятник татарского модерна со старинной сохранившейся с конца 19 века мебелью. Этот дом принадлежал врачу 5-й полицейской части Казани Николаю Беркутову, который был известен тем, что бесплатно лечил простых людей и принимал их не только в больнице, но и дома. Дом был спроектирован в конце XIX века в виде городской усадьбы: в одной части жил сам врач, во второй принимал больных. Сейчас в доме проживают его потомки - семья Федоровых. Несмотря на то, что особняк невысокий и находится в окружении более эффектных памятников архитектуры (дом Шамиля, дом Апанаевых, дом Каушчи), он вполне достойно с ними соседствует. Дом Беркутова включен в список памятников культурного наследия муниципального
Дом Беркутова - памятник татарского модерна.
значения.
Дом Беркутова - памятник татарского модерна.
Дом, в котором жил Ш. МАРДЖАНИ
Сегодня хочу рассказать ещё об одном интересном доме, который находится в Старо-Татарской слободе, на улице Каюма Насыри, дом 10а.
Дом, в котором жил Ш. МАРДЖАНИ
Дом Ш. Марджани построен в середине XIX века. Объект культурного наследия регионального значения.
Владельцем дома был татарский учёный и религиозный деятель, имам Шигабутдин Багаутдинович Марждани. Дом построен в 1858 году, в 1863 году восстановлен после пожара согласно проекту архитектора П. И. Романова. Ранее дом являлся флигелем большой усадьбы.
Дом, в котором жил Ш. МАРДЖАНИ
В этом доме Ш. Б. Марджани прожил до своей смерти в 1889 году, в нём создал многочисленные труды, принимал множество гостей, в том числе академика В. В. Радлова, члена-корреспондента Академии наук И. Ф. Готвальда, профессора Н. Ф. Катанова, а также, в марте 1876 года, бывшего проездом в Казани немецкого зоолога А. Брема. После смерти хозяина дом перешёл к его сыну Бургантудину, имаму Первой соборной мечети (ныне мечеть аль-Марджани). Библиотека Марджани погибла при пожаре в 1918 году. Дом отреставрирован в 2012—2013 гг. под руководством С. А. Мамлеевой, Г. Ю. Исхаковой. В 2017 году, к 200-летию рождения Ш. Марджани, отремонтирован интерьер.
Дом, в котором жил Ш. МАРДЖАНИ

Дом двухэтажный, полукаменный, выходит на улицу фасадом в пять оконных осей. Перекрыт двускатной крышей, образующей фронтон с квадратным окном мезонина. Вход в дом, по татарской традиции, со двора, через калитку в деревянной ограде. Кирпичный нижний этаж имел хозяйственную функцию, бревенчатый и обшитый тёсом верхний — жилую. Композиция фасада симметрична, центральное окно выделено узкими лопатками, лопатки по углам фасада более широкие, все они декорированы ромбами. Наличники окон верхнего этажа украшены стилизованными изображениями тюльпанов
Дом Юнусовых-Апанаевых. Старо-Татарская слобода.
Мне очень нравиться гулять по центру нашего города. Особенно знакомиться с историей и культурой его жителей. Хочу рассказать о доме Юнусовых- Апанаевых.
Дом Юнусовых-Апанаевых. Старо-Татарская слобода.

Дом Юнусовых — Апанаевых (дом Б. К. Апанаева, третья усадьба Апанаевых) — историческое здание в Казани, в Старо-Татарской слободе, на углу улиц Габдуллы Тукая и Фатыха Карима, выходит на Юнусовскую площадь. Построено в первой половине XIX века, перестроено в начале XX века. Объект культурного наследия регионального значения.
Дом Юнусовых-Апанаевых. Старо-Татарская слобода.

Первоначальное здание было возведено городским головой Татарской ратуши Мухамет-Рахимом Юнусовым в начале XIX века. Его внук И. Г. Юнусов дважды, в 1848 и 1861 годах, перестраивал здание. С конца 1880-х гг. дом перешёл к купцу первой гильдии Б. К. Апанаеву, который ещё раз перестроил дом в 1906 году. Именно в таком облике здание сохранилось до настоящего времени. С 1918 года особняк национализирован, занят медицинскими учреждениями (до настоящего времени, сейчас городская поликлиника № 7). В 1981 году сзади пристроено новое трёхэтажное здание поликлиники. В 2006—2009 гг. дом Апанаева был отреставрирован
Дом Юнусовых-Апанаевых. Старо-Татарская слобода.

Стиль здания характеризуется как модерн национально-романтического направления, в восточном колорите, с псевдобарочными элементами. Особняк двухэтажный, кирпичный, в плане Г-образный. Парадный угол дома украшает прямоугольный эркер, в котором имеется крупное ячеистое окно. Эркер венчает высокий шатёр-епанча в форме усечённой пирамиды. Главный вход в дом — в левой части фасада, со стороны Юнусовской площади и улицы Тукая. Над главным входом — ещё один, плоский, эркер. Другой вход, с улицы Карима, вероятно, вёл в женскую половину дома. Правое крыло, по улице Карима, более протяжённое, два ризалита разделяют его на три части. Ризалиты на обоих боковых крыльях сильно выступают над карнизом дома, образуя аттики с фронтонами сложной формы, близкие к барочным. В их тимпанах расположены люкарны, окружённые лепным декором.
Дом Юнусовых-Апанаевых. Старо-Татарская слобода.
Выступ углового эркера над карнизом уступчатый по форме, а примыкающие к нему ризалиты имеют лучковые завершения. Над широкими оконными проёмами лучковой формы второго этажа в ризалитах находятся многоступенчатные лучковые сандрики, над прочими окнами, обрамлёнными валиками — небольшие сандрики с волютами, а также лепными украшениями под карнизом. Профилированный карниз, над которым находится полоса из подоконных ниш, разделяет два этажа. Верхний карниз аналогичен ему по профилю, снабжён чередующимися конусовидными и ступенчатыми кронштейнами. Планировка традиционная для татарских домов. Сохранились и отреставрированы исторические дубовые двери, парадная лестница и скульптуры в вестибюле.
Дом Каушчи Каримова
Я очень люблю гулять по центру нашего города. Мама рассказывает мне очень интересные истории о "старой" Казани. В Старо-Татарской слободе вблизи Юнусовской площади стоит деревянный дом, который называется Каушчи.
Дом Каушчи Каримова
В конце XIX века его построил уроженец деревни Чувашлы Казанской губернии Садык Каримов. Он был мастером по производству азиатской обуви и прославился среди мусульман как Каушчи Карим, что в переводе с татарского означает обувщик Карим.
Дом Каушчи Каримова

Объект культурного наследия муниципального значения является типовым татарским домом - одноэтажное жилое строение на высоком кирпичном цоколе.
После революции дом известного на всю Казань обувщика Каушчи был переделан под коммунальные квартиры. Людей из него выселили только в 2003 году, после чего дом пустовал и разрушался на протяжении нескольких лет. Серьезный урон памятнику жилой архитектуры нанес пожар, из-за чего его пришлось снести, оставив только переднюю стену.
Дом Каушчи Каримова

В 2010 году развалины уникального здания выкупила семья татарского художника Марата Якушева. Оно было полностью восстановлено.
Сейчас в доме Каушчи Карима, который находится по адресу улица Фатыха Карима 7, располагается гостиница.
Дом Каушчи Каримова
Дом Шамиля. Старо-Татарская слобода.
Дом Шамиля имеет очень интересную историю! Хочу немного с вами поделиться! Этот дом похож на сказочный замок. Расположен он в Старо-Татарской слободе. Теперь здесь располагается литературный музей Г.Тукая.
Дом Шамиля. Старо-Татарская слобода.

Выбор здания для размещения музея Тукая в Казани не случаен. Особняк стоит на улице, которая напрямую связана с публицистической и журналисткой деятельностью Тукая, — тут располагались редакции изданий, с которыми Тукай активно сотрудничал. Также он любил проводить лекции в местных клубах и прогуливаться по Старо-Татарской слободе. Посещал ли поэт здание, в котором сейчас располагается музей, неизвестно.
Музей расположен в здании Дома Шамиля, это памятник архитектуры и объект культурного наследия — один из самых живописных особняков Старо-Татарской слободы. Двухэтажное здание конца 19 века, напоминающее рыцарский замок, построено богатым купцом Ибрагимом Апаковым по проекту архитектора Романова. Сооружение сочетает в себе элементы модерна, романского стиля и эклетики, а главный фасад изобилует разными декоративными элементами.
Дом Шамиля. Старо-Татарская слобода.

«Изначально в здании должен был быть сад, прачечные, кухня и другие хозяйственные постройки», — рассказала старший научный сотрудник музея Лена Тябина.
Здание получила свое название после того, как дочь Ибрагима Апакова Бибимарьямбану вышла замуж за Мухаммадшафи Шамиля и дом отошёл в качестве приданого невесты. Жених, к слову, был средним сыном имама Шамиля — того самого, который руководил национально-освободительным движением кавказских народов против царской власти.
«К самому имаму Шамилю дом отношения не имеет. В государственном архиве даже есть документ, в котором можно прочитать: „Владелица дома — госпожа М. Шамиль“. Поэтому его и стали называть Домом Шамиля», — объясняет Тябина.
В 1902 году в Старо-Татарской слободе произошел крупный пожар — более 300 зданий было уничтожено. Пострадало и здание будущего музея, но уже через год особняк был отреставрирован по проектам Г. Руша и Ф. Амлонга.
В связи с кончиной мужа Бибимарьямбану переезжает в Санкт-Петербург, а дом достаётся купцу Валиулле Ибрагимову, который устраивает в нём конфетное производство.
После революции 1917 в доме устраивают Дворец шахмат, который в последствии переезжает в другое место, а здание перепланировывают под коммунальные квартиры. До 1981 года особняк остаётся жилым, пока его не объявляют памятником архитектуры и истории, а спустя пять лет, в честь 100-летия Тукая, в нем открывается музей.
В 2016 году музей закрылся на реставрацию — здесь восстанавливались фасад здания и интерьеры. В конце августа 2018 года открылась обновлённая экспозиция
Дом Шамиля. Старо-Татарская слобода.
литературного музея.