ГлавнаяБЛОГИМой культурный Дневник

Новые записи
Новый театр Камала
Новый театр Камала
29 мая 2025 - Яков Косушкин 0 0
Театр Качалова
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
Полковников Егор
Театр Качалова
16 мая 2025 - Полковников Егор 0 0
«В лесу прифронтовом!»
«В лесу прифронтовом!»
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Школа. 80-летие Победы.
Школа. 80-летие Победы.
12 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Мой прадед и прабабушка
Мой прадед и прабабушка
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
История Войны.
История Войны.
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Волшебное дерево
Волшебное дерево
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Царевдвор
Царевдвор
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Сказочная набережная
Сказочная набережная
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Верховного суда Республики Татарстан
Музей Верховного суда Республики Татарстан
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Музей Елабужского городского суда
Музей Елабужского городского суда
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Конкурс «Великой Победе – 80!»
Конкурс «Великой Победе – 80!»
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
По зеленым холмам океанам
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
Полина Алексеева
По зеленым холмам океанам
11 мая 2025 - Полина Алексеева 0 0
День Победы!
День Победы!
11 мая 2025 - Диана Назарова. 0 0
Мой прадед!
Мой прадед!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
80-летие Победы!
80-летие Победы!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
Эсперанса-Семья!
Эсперанса-Семья!
11 мая 2025 - Асель Закирова 0 0
+1449 RSS-лента RSS-лента

Мой культурный Дневник

Автор блога: Залина Зиннатова
Мечеть
Кул Шариф
Сегодня я хочу рассказать вам о самой узнаваемой ме
Кул Шариф
чети нашей столицы. Кул Шариф — одна из самых крупных мечетей в Европе, входит в комплекс зданий Казанского Кремля, и находится под охраной Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кул Шариф

В середине XVI века Иван Грозный присоединил Казанское ханство к Русскому государству. Сопротивлением руководил имам Кул Шариф, дипломат, поэт и просветитель, его называли сеидом — потомком пророка Мухаммеда. Он погиб.
Столица Казанского ханства после осады лишилась значимых сооружений и своей главной мечети, которая поражала размерами и богатством. У нее — в тот момент единственной в мире — было 8 минаретов (каждый минарет — символ одной из провинций Волжской Булгарии).
Кул Шариф

Разрушенная в 16 веке мечеть стала легендарной. Долгие годы потомки жителей Казанского ханства надеялись на ее восстановление. Приказ о воссоздании мечети президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал в 1995 году, строительство закончилось к 1000-летию города.
Кул Шариф
Кул Шариф

Победил проект архитекторов Ш. Латыпова, М. Сафронова, А. Саттарова и И. Сайфуллина. Главный архитектор проекта – А. Головин, главный инженер А. Исхаков.
Мечеть красива не только снаружи, но и внутри! Действительно, мечеть является нашей визитной карточкой.
Голубая мечеть в Казани
И снова я в исторической части нашего города- в Старо-Татарской слободе.
Голубая мечеть — мечеть в Казани, в Старо-Татарской слободе, памятник татарской храмовой архитектуры. Название получила по цвету стен. Построена в 1815—19 гг. в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Аитова-Заманова. Архитектор неизвестен. Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретом на крыше.
Голубая мечеть в Казани
Голубая мечеть в Казани

В 1864 г. купец Г. Б. Мустакимов, пожертвовав собственный земельный участок, расширил мечеть на три окна по фасаду и соорудил вокруг неё ограду по проекту архитектора П. И. Романова. В 1907 г. купец Г. А. Ишмуратов увеличил михрабную часть здания перейстройкой, а также расширил кладовую мечети. Мечеть четвёртого прихода была закрыта постановлением Секретариата ТатЦИКа от 10 марта 1932 г. В 1930-е гг. минарет разобран.
Голубая мечеть в Казани
В советское время использовалась под жильё. С 1993 г. используется по назначению, однако минарет был восстановлен только в 2009 году
Голубая мечеть в Казани
Мечеть Аль-Марджани
Сегодня хочу рассказать вам о самой часто посещаемой мечети Казани, с интересной историей. Мечеть одна из известных в Казани, располагается в Старо-Татарской слободе.
Мечеть Аль-Марджани
Мечеть Аль-Марджани
Мечеть Аль-Марджани
Мечеть Аль-Марджани

Екатерина II увидела живописный Казанский кремль, побывала на богослужении в Богородицком монастыре и встретилась с состоятельными горожанами. Она приняла представительную делегацию татарских мусульман и разрешила им строить в городе каменные мечети.
Четырехдневный визит в Казань российской императрицы решил судьбу верующих татар. Екатерина II прекратила все гонения на ислам и этим заслужила большое уважение у татарского народа. До сих пор в Татарстане российскую императрицу называют "эби патша", то есть "бабушка-царица".
Мечеть аль-Марджани стала первым каменным мусульманским храмом, который появился в городе со времен Иоанна IV Грозного. Она была возведена по проекту казанского архитектора Василия Ивановича Кафтырева на средства прихожан в 1770 году. Жертвователями на храм стали 62 жителя Казани, которые собрали 5000 рублей. Больше всего денег отдал богатый промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов.
Здание вышло очень большим и красивым. Казанский градоначальник был недоволен. Он отправил письмо Екатерине II и пожаловался, что минарет получился слишком высоким. В ответе императрица написала, что дала право мусульманам строить на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, так как оно не входит во владения императрицы.
Поначалу новую мечеть называли Первой соборной, а потом – "Эфенди" - Господской. На протяжении всей истории храм активно поддерживала мусульманская община города. В 1861 году на деньги купца И. Г. Юнусова к храму сделали большую пристройку с лестницей. От этого здание на одну оконную ось стало длинней по фасаду.
Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
Старую мечеть считают одним из самых красивых памятников татарской культовой архитектуры, и она по праву стоит в одном ряду с самыми выдающимися достопримечательностями Казани. Здание возведено в традициях средневекового мусульманского зодчества с использованием элементов провинциального барокко. Благодаря гармоничному слиянию двух разных стилей – европейского и восточного, культовая постройка имеет изящный облик и неповторимую красоту.
Оформление выполнено в мотивах "петербургского" барокко и многовековых традиций декоративного искусства татарского народа. Стены храма окрашены в белый цвет, а крыши – в зеленый. Наконечники и полумесяцы на малых архитектурных формах и минарете покрыты позолотой и выглядят очень нарядно.
Основное здание двухэтажное с т-образной пристройкой с северной стороны. Над ним возвышается стройный трехъярусный минарет. Нижний этаж используется под служебные нужды, а на верхнем находятся два богато декорированных молельных зала с мягкими коврами на полу.